Своим созданием сеть советских рыбных магазинов «Океан» обязана министру рыбного хозяйства Александру Ишкову.Карьерный рост у Александра вышел стремительным: к 1948 году Ишков стал главой Министерства рыбной промышленности СССР. По служебным вопросам чиновник часто выезжал за границу, и в начале 70-х очередная командировка закинула его в Испанию. Побывав в местных рыбных магазинах, Ишков был поражен обилием товаров, размещенных в напольных рефрижераторах, и удобным для покупателей способом торговли — самообслуживанием. Почему бы не сделать подобные торговые точки в СССР — мировом лидере по рыболовному промыслу?
Вскоре проект магазинов был доведен до сведения советского руководства. А чтобы ответственные лица смогли не на словах, а на деле убедиться в рентабельности предприятия, Ишков предложил открыть «пилотный» магазин с живописным названием «Океан» в городе Сочи. Руководству страны идея понравилась — увеличив объемы продажи рыбы, можно было хоть как-то замаскировать дефицит мясных продуктов в СССР. Когда министр рыбного хозяйства Александр Ишков понял, что продажа собственной продукции (а это было в ведении Министерства внешней и внутренней торговли СССР) может приносить баснословные барыши, он убедил председателя Совета министров Алексея Косыгина, чтобы эти функции передали Министерству рыбного хозяйства.
Так в ведомстве был создан Союзрыбпромсбыт, начальником которого назначили Юрия Рогова, а его куратором был Владимир Рытов, замминистра рыбного хозяйства.Владимир Рытов в узких кругах был известен как "Боцман". Свое прозвище он получил за то, что и до кресла замминистра, и уже в нем отвечал за снабжение. Именно Рытову в 1976 году поручили создание сети "Океан". Проект запустили с благословения и под патронажем Косыгина, первый магазин открыли в Сочи.Оборудование для первых "Океанов" закупили в Испании, по зарубежному же образцу создали и сами магазины. Первое время покупатели приходили в "Океан" как на экскурсию: высокие витрины, тележки, расфасованная продукция, прилавки-холодильники. Такого в СССР еще не было.
В 1978 году Москва была взбудоражена странным слухом: рассказывали, будто в банках с килькой, стоивших 32 копейки за штуку, на полках столичных магазинов оказалась черная икра. Кильку с прилавков смели за считаные дни. Аномалией заинтересовались представители правоохранительных органов.Как выяснилось, все началось с ветерана войны, который приобрел банку кильки в специализированном магазине «Океан». Когда мужчина открыл консервы, то внутри обнаружил черную икру.Ветеран оказался человеком принципиальным, вернулся в магазин и потребовал тот товар, который покупал. Поскольку сцена происходила при других покупателях, предприимчивые граждане сразу же стали хватать с прилавки банки с килькой, надеясь, что и там окажется деликатес.
Та самая банка, которая попалась ветерану, не должна была поступать в продажу. Таким хитроумным образом по стране перемещалась нелегальная икра, сбывавшаяся затем втридорога.Одновременно в КГБ поступил сигнал от представителей спецслужб дружественной Чехословакии: два высокопоставленных советских чиновника, которые находятся сейчас в стране, гуляют на широкую ногу, а также проявляют интерес к скупке драгоценностей. Кутилами оказались генеральный директор торгово-производственной фирмы «Океан» Ефим Фельдман и директор одного из магазинов сети «Океан» Владимир Фишман.Разработка Фельдмана и Фишмана показала, что оба намереваются эмигрировать в Израиль и потихоньку переводят в драгоценности крупные суммы советских денег.
Причем суммы настолько крупные, что они даже теоретически не могли быть результатом честного накопления.Фельдман и Фишман, надеясь смягчить свою вину, «сливали» всё, что знали. С каждым днём количество эпизодов в деле «Океанов» увеличивалось, и оно, как снежный ком, обрастало новыми подробностями. Под подозрение попали сотни человек по всему Советскому Союзу. Все допрашиваемые чиновники, давая показания, указывали на одну фигуру - Боцмана. Сам же заместитель министра рыбного хозяйства вначале не стремился сотрудничать со следствием, но после того как при обыске в его квартире нашли порядка 300 тысяч рублей, осознал, что впереди не ждёт ничего хорошего.
На эту сумму в 1978 году можно было приобрести, к примеру, 50 однокомнатных кооперативных квартир. Надеясь избежать высшей меры наказания, Рытов стал более сговорчивым: начал активно сдавать своих подельников и их теневые схемы.По приговору суда Фельдман и Фишман получили по 12 лет лишения свободы. А Боцману не повезло. Несмотря на все его старания и обличения причастных к афере, в 1980-м Рытова приговорили к смертной казни. Всего по «рыбному делу» осудили около тысячи человек - им было назначено от пяти до десяти лет лишения свободы. Глава Министерства рыбного хозяйства Ишков избежал наказания и отправился на заслуженный отдых.