Сознание, переживаемое в состоянии бодрствования, — это А, первая буква Ом. Он пронизывает все другие звуки. Без первого слога А невозможно произнести слово Ом, и точно так же, не зная состояния бодрствования, невозможно узнать другие состояния сознания. Тот, кто осознает эту реальность, исполняет все свои желания и добивается успеха.
Первая фонема, А, имеет ту же природу, что и бодрствующее состояние (вайшванара). Это всепроникающая простая гласная; все звуки пронизаны А. Первая буква Ом также сравнивается с проявленной вселенной, потому что человек осознает переживаемый мир через сознательное состояние бодрствования. Когда знание переживаемого мира раскрывается посредством созерцания и медитации, человек становится способным достичь желаемых целей и становится апта-камой — тем, чьи желания исполняются. Через глубокое созерцание и медитацию ученик осознает единство жизненной силы, праны, пронизывающей многообразие мироздания. Стремящийся вместо того, чтобы воспринимать разные имена и формы, переживает только жизненную силу, которая является одним из аспектов проявления сознания.
Чтобы добиться успеха в мире объектов, нужно научиться в полной мере использовать свой сознательный разум. Хотя сознательная часть ума является небольшой частью ума, она функционирует во время бодрствования. В это время ум использует чувства для контакта с переживаемым миром; все чувственные впечатления получаются в этом состоянии. Знание внешнего мира также важно, и если это знание приобретено, то оно вдохновляет на поиски другого уровня знаний. Внешний мир — это мир средств, и тот, кто знает, как использовать сознательный ум и применять его для достижения какой-либо мирской цели, добьется успеха. Идея здесь состоит в том, как наилучшим образом использовать сознательный ум, чтобы успешно приобретать внешние удобства и удовлетворять потребности повседневной жизни. Мир явлений также должен быть понят и иметь дело с ним. Хотя можно знать, что состояние бодрствования не дает всеобъемлющего знания о других измерениях жизни, важно понимать, использовать и направлять сознательную часть разума, которая функционирует в состоянии бодрствования. Без этого невозможно успешно поддерживать отношения или иметь средства для достижения мирских целей.
Есть два взгляда на то, как использовать объекты мира. Одна точка зрения состоит в том, чтобы сделать все объекты мира средством для достижения высшего состояния сознания, а другая точка зрения состоит в том, чтобы понять феноменальный мир и использовать его таким образом, чтобы он не создавал препятствий для стремящегося. В первом случае важными кажутся время, энергия и умение, которые используются для получения необходимых средств для поддержания здорового тела и окружающей среды. Но еще важнее с точки зрения садханы уметь жить умело, чтобы прелести, искушения и влечения мира не создавали препятствий на пути к просветлению. Получив знание переживаемого мира, стремящийся знает, что все во внешнем мире подвержено изменениям. На каком-то уровне объекты мира имеют ценность и кажутся реальными, но на самом деле они не существуют такими, какие они есть. Меняется их форма, а, следовательно, меняются их названия и меняются их качества. Когда стремящийся приспосабливается к этому осознанию, он практикует свою садхану, понимая видимую реальность, и не привязывается к переживаемому миру и не тратит свое время и энергию на приобретение большего количества мирских объектов, чем самое необходимое. Иметь только самое необходимое для жизни может стать средством на пути к просветлению.
Второй взгляд на использование объектов мира состоит в том, чтобы использовать их как средства, чтобы они не создавали преград на пути раскрытия. Меньшее значение придается внешнему миру, и никакая привязанность к объектам мира не может усиливаться. В обоих случаях основным барьером считается привязанность. Когда стремящийся приспосабливается к внешней среде преходящего мира, тогда он знает, как обращаться и использовать все средства мира как часть садханы для достижения своей цели, которой является турья. Он может использовать все средства, не добиваясь собственности на объекты мира. Без развития такого отношения для него становится невозможным быть непривязанным и, таким образом, иметь контроль над чувственными наслаждениями. Внешний мир — это мир наслаждений и страданий — пара противоположностей. Там, где возникает удовольствие, возникает и боль. Стремящийся желает достичь состояния свободы от пар противоположностей и таким образом исследует переживаемый мир, но не находит себя реализованным. Поэтому он усиливает свой поиск других измерений сознания.
Сознательное состояние ума, если его умело использовать в состоянии бодрствования, исполняет желания человека во внешнем мире. Те, кто знает, как направить свою энергию на достижение успеха во внешнем мире, знают, как управлять сознательным умом и наилучшим образом использовать состояние бодрствования. После сбора данных из разных источников становится очевидным, что обычные люди не так довольны и счастливы, как кажутся. Хотя у них есть больше, чем им нужно, но они боятся неизвестного и не знают, как выйти из трясины заблуждений, созданной парами противоположностей. Наивысшая из радостей, которую люди могут получить в состоянии бодрствования, — это сексуальный союз, при котором партнеры получают проблеск радости, но эта радость кратка и частична. Из-за недостатка расширения этой радости люди много трудятся и собирают всевозможные средства, но ничто из этого не помогает им достичь состояния свободы, вечного счастья. Пробужденные ищут это вечное счастье и исследуют другие состояния сознания. Тот, кто умеет умело пользоваться состоянием бодрствования, может добиться успеха в переживаемом мире, но этот успех никого не просветит.
Есть люди, которые недостаточно осведомлены, чтобы чувствовать необходимость исследовать другие измерения сознания. Они хотят иметь короткие пути для достижения счастья, но у них нет внутренних возможностей для этого, и поэтому они не постигают более высокие уровни сознания. Такие люди ищут множество способов спастись и не добиваются успеха в мире. Либо они становятся фанатиками, либо присоединяются к секте, что нездорово и считается религиозной болезнью. Лучшие из людей — это те немногие счастливчики, которые буквально отрекаются от мира и посвящают свое время и энергию исследованию высших измерений сознания. Такие люди редки и достойны уважения.
Уже объяснялось, что и путь отречения, и путь действия плодотворны и полезны для просветления. Непривязанность и постоянная осознанность — два обязательных условия на обоих путях. Это факт, что путь действия требует больше времени, чем путь отречения. На пути действия человек направляет свою энергию на приобретение средств, а на пути отречения у него достаточно времени, чтобы посвятить свою энергию достижению своей цели. Те, кто стоят на пути действия, страдают, если не выполняют свои обязанности умело и бескорыстно. Таким образом, они становятся жертвами собственных поступков и действий. Точно так же страдают и те отшельники, которые не отказались от похотливого отношения к объектам мира. Следовательно, это не путь, а отношение, которое человек строит для следования по одному из путей с полной искренностью, преданностью и настойчивостью. Есть некоторые отшельники, которые с полной искренностью отказываются от объектов мирских забот и удовольствий, но затем не практикуют настойчиво свою садхану. Их разум углубляет колеи инертных привычек, и таким образом они становятся жертвами лени и инерции.
Время от времени в жизни человека. наступает момент, когда человек получает представление о преходящей и кажущейся реальности этой вселенной. Если использовать такие возможности, практикуя в эти моменты непривязанность, человек обязательно достигнет своей цели. Это пробуждение приходит в каждый человеческий разум. В мире нет ничего, ни отношения, ни объект, которые могли бы удовлетворить человеческое желание иметь вечный мир, блаженство и счастье. Моменты пробуждения заставляют всех осознать истину, но из-за недостатка практики постоянное осознание истины отсутствует. Таким образом, люди страдают из-за созданных ими страданий.
В этой шлоке состояние бодрствования объясняется в сравнении с миром явлений, который связан с первой буквой Ом, А. Но чтобы познать всеобъемлющее значение Ом, следует изучить другие аспекты сознания, связанные с У и М, и, наконец, к скрытому состоянию Ом, высшему состоянию тишины.