Найти тему
Юридический Эксперт

Военное положение: в чем суть данного понятия и что это означает для граждан

Оглавление

Современная политика бросила серьезный вызов каждому гражданину нашего государства. За последний год произошли события, аналога которым не было без малого сто лет. Пугающая фраза «введение режима военного положения» заставляет любого из нас задуматься о ее смысле.

Военное положение: определение понятия и суть

Под военным положением понимается особый правовой режим. Следует пояснить, что правовой режим — это определенная совокупность правил, правовых норм, которые направлены на регулирование той или иной сферы деятельности. Установление правового режима направлено на обеспечение благоприятных условий жизни и деятельности граждан и организаций.

Суть правил определяется той сферой, в которой они вводятся. Под военным положением понимается режим, устанавливающий те права и обязанности граждан и организаций, которые начинают действовать на территории Российской Федерации в случае военного нападения со стороны иных государств или возникновения его угрозы.

Военное положение — исключительный режим, поскольку он вводится только в экстраординарных ситуациях при наличии единственного основания: реальной агрессии либо ее непосредственной угрозы в адрес государства. Закон занимает категорическую позицию: если данное основание отсутствует, то никакого режима военного положения введено быть не может.

С какой целью вводится данный режим? Некоторые понимают это понятие буквально и считают, что государство с помощью режима ограничивает их права и свободы. Однако в случае военного положения это неправильная позиция. Его целью является создание условий для ликвидации силовой угрозы по отношению к государству и его гражданам. Буквально, новые правила предписывают, что должен делать каждый из нас, чтобы помочь государственным структурам отразить или предотвратить агрессию со стороны внешних сил.

Правовая основа

Для того, чтобы некоторые правила поведения стали всеобщими и обязательными для применения, они должны быть закреплены в особых правовых актах. Режим военного положения также регулируется конкретными правовыми документами. Учитывая особую важность вопроса, это документы, имеющие высшую юридическую силу — Конституция РФ и Федеральный конституционный закон РФ.

Ст. 87 Конституции наделяет Президента РФ полномочиями объявлять военное положение на территории всей страны или ее отдельных регионов. П.3 этой же статьи устанавливает, что подробная регламентация режима военного положения должна осуществляться только федеральным конституционным законом, поскольку вопрос касается соблюдения прав человека. На сегодняшний день действует ФКЗ N1 от 30.01.2002 года «О военном положении». В нем закреплены права и обязанности всех видов государственных структур, граждан и организаций, которые необходимо соблюдать в период действия режима.

На основании положений Конституции и ФКЗ №1 органы государственной власти могут принимать дополнительные федеральные законы и издавать иные документы нормативно-правового характера. В иерархии законодательства это — подзаконные акты. Они должны развивать и конкретизировать положения законов в сфере правового регулирования военного положения, а не противоречить им, на что прямо указывает ст.2 ФКЗ. Иными словами, Конституция дает возможность, конституционный закон превращает эту возможность в действие, законы и подзаконные акты уже расписывают, кто, что и когда должен делать.

Почему такая длинная цепочка? Режим военного положения так или иначе ограничивает основополагающие права и свободы граждан. Чтобы не допускать злоупотреблений, степень ограничения должна устанавливаться на самом высшем уровне власти, и никак не на уровне региональных или муниципальных структур.

Введение в стране режима военного положения

Вводить ограничительный режим военного положения в соответствии с Конституцией имеет лишь Президент РФ. Что должно случиться, чтобы режим ввели? Для этого должно иметь место применение со стороны иностранных государств силы:

  • именно военной, а нее информационной или экономической;
  • объектом ее воздействия должны быть национальные интересы — суверенитет, политическая независимость и территориальная целостность страны.

В качестве акта агрессии ФКЗ признает следующие действия:

  1. открытое военное вторжение и захват территории РФ, применение любого вида оружия, в том числе бомбардировок; применение военной силы вооруженными группами, бандитскими формированиями или наемниками, действующими от имени других государств на территории РФ;
  2. блокада береговой линии и портов;
  3. открытое нападение на Вооруженные Силы РФ вне зависимости от территории их нахождения;
  4. иные действия, приравненные к перечисленным, нарушающие Устав ООН.

Таким образом, действие или угроза действием должны быть открытыми и потенциально опасными для безопасности Российской Федерации.

Порядок введения режима военного положения строго регламентирован.

  • Президент издает Указ о введении военного положения, с обязательным указанием оснований принятия данной меры, территории, на которой она вводится, и даты начала действия режима. Президент обязан сообщить о принятии Указа обеим палатам Федерального Собрания РФ.
  • Указ Президента незамедлительно публикуется в официальных источниках.
  • Далее Указ передается на утверждение в Совет Федерации, который должен рассмотреть его в течение 48 часов с момента получения. Документ либо утверждается большинством голосов, либо отклоняется, решение Совета Федерации оформляется документально.
  • Если Совет Федерации отклоняет Указ, последний перестает действовать со следующего дня после его отклонения. Порядок оповещения о прекращении действия военного положения такой же, как и при его введении.

Правовые последствия: что будет

Что поменяется в общественной и социальной жизни на тех территориях, где будет действовать режим военного положения? Все изменения можно разделить на экономические, политические и социальные.

Любой гражданин так или иначе связан со всеми сферами общественной и государственной жизни, поэтому на его положении отразятся абсолютно все ограничительные меры, где бы они ни вводились.

Экономика

В этой сфере будут реализовываться мероприятия, направленные на укрепление обороноспособности страны. Прежде всего организуется производство продукции для военных нужд и нужд населения.

Органы власти могут привлекать граждан к выполнению работ для оборонных нужд, в частности, для ликвидации последствий нападения, восстановления разрушенных объектов, а также для борьбы с пожарами и эпидемиями. Только на основании федерального закона может производиться изъятие имущества граждан и организаций для оборонных нужд.

При этом государство должно выплатить компенсацию в размере стоимости изъятого. Запрещается продажа оружия, взрывчатых и ядовитых веществ, под особый контроль попадает оборот лекарственных и наркотических препаратов. Вводится контроль за средствами распространения информации — радиостанциями, типографиями, вычислительными центрам, транспортом.

Политика

В политической сфере запрещается проведение выборов и референдумов, приостанавливается функционирование политических партий и объединений, ведущих деятельность, подрывающую безопасность государства. Запрещаются забастовки, демонстрации, шествия и пикетирования. Вводится военная цензура, повышается секретность работы органов власти всех уровней.

На территории страны прекращается любая активность международных организаций, если установлено, что они целенаправленно действуют против интересов России. В случае открытой военной агрессии закон допускает изоляцию граждан того государства, которое выступило агрессором.

Общество

Социальная сфера также будет претерпевать серьезные ограничительные меры. Будет усилена охрана общественного порядка, а также введен режим особой безопасности на объектах социальной и военной значимости, транспорта и средств связи. Территория, на которой вводится военное положение, становится закрытой для свободного въезда и выезда, передвижения внутри нее также ограничиваются.

Гражданам этих территорий запрещено менять место пребывания или место жительства. Предприятия, имеющие особое хозяйственное и культурное значение, могут быть эвакуированы в другие местности. Вопросами эвакуации занимаются органы местного самоуправления. Также возможно перемещение граждан в безопасные регионы, где им будет предоставлено постоянное или временное жилье.

Ограничивается движение транспорта и организуется его досмотр. Вводится запрет на пребывание граждан в общественных местах и на улицах в установленное время суток. Нарушители режима запрета могут быть подвергнуты проверке, досмотру и задержанию на срок не более 30 суток. Может быть запрещен или ограничен выезд граждан за пределы страны.

Дополнительно предусмотрено, что на основании федерального закона могут приниматься и другие меры в целях организации производства для государственных и военных нужд. П.1 ст.8 ФКЗ №1 подчеркивает, что это может быть сделано не только на территории введения военного положения, но и на любых других территориях.

На организации и иных представителей частного бизнеса накладываются также обязательства:

  1. выполнять заказы на основе государственных контрактов в целях обеспечения военных и социальных интересов РФ;
  2. предоставлять свое имущество удовлетворения военных нужд РФ. Необходимо опять подчеркнуть, что порядок изъятия собственности предприятий должен быть определен федеральным законом и должен носить возмездный характер, т.е. за изъятое имущество положена выплата компенсации в размере его стоимости.

Что ждет граждан?

Совокупность прав и свобод граждан не может быть изменена никаким иным документом, кроме Конституции, даже во время введения военного положения. Поэтому закон подчеркивает, что человек может пользоваться предусмотренными правами в прежнем объеме, а при необходимости на некоторые из них могут быть наложены только ограничения, но не полная отмена или запрет. Появляются дополнительные обязанности, связанные с требованиями военного положения.

Особое внимание нужно обратить на п. 6 ст.1 ФКЗ №1, который касается объявления общей или частичной мобилизации. Закон указывает, что при введении военного положения мобилизация объявляется только на основе федерального закона и иных правовых актов РФ. Статья расширяет степень обязанности граждан по несению военной службы, то есть позволяет в период действия военного положения требовать от них больше, чем предусмотрено Конституцией РФ.

Отдельно закон выделяет дополнительные обременения для проживающих на той территории, где введен режим. Так, они обязаны:

  1. выполнять требования органов власти всех уровней;
  2. в случае их вызова в органы исполнительной власти или военного управления – являться по требованию, а также выполнять все предписания полученных повесток или распоряжений;
  3. участвовать в мероприятиях, направленных на устранение последствий военных действий: ликвидации результатов применения оружия, восстановлении разрушенных объектов социальной, экономической и военной инфраструктуры;
  4. принимать участие в борьбе с эпидемиями и пожарами.
  5. по требованию органов власти предоставлять имущество для военных нужд с последующим получением денежной компенсации.

Порядок участия граждан в восстановительной работе должен быть дополнительно урегулирован нормативным актом Правительства РФ. В Трудовом кодексе предусмотрена возможность привлекать сотрудников любых предприятий для выполнения работ в период военного положения без их согласия, в том числе в выходные дни и в сверхурочное время (ст.113 ТК РФ).

Предел действия и ответственность за нарушение

В период действия военного положения права граждан и организаций ограничиваются только в той мере, в которой это необходимо для поддержания обороноспособности и безопасности РФ. Список ограничений не подлежит расширительному толкованию. Если в федеральном конституционном законе не предусмотрено изменение в объеме прав и свобод, то никакой другой правовой акт не может это сделать.

С другой стороны, режим военного положения имеет жизненно важное значение и вводится в интересах общества в целом и каждого человека в отдельности. Поэтому за его нарушение предусмотрена ответственность в соответствии с законодательством РФ. Конкретные виды наказаний предусмотрены различными нормативными актами.

Кодекс об административных правонарушениях устанавливает наказание за неисполнение транспортной мобилизационной обязанности в виде денежного штрафа. Штраф либо арест предусмотрены за нарушение режима чрезвычайного положения (ст. 20.5 КоАП РФ). В ст.31 ФКЗ от 30 мая 2001 г. № 3 «О чрезвычайном положении» прописана ответственность за нарушение комендантского часа. Если у нарушителя нет при себе какого-либо удостоверения личности, он может быть задержан, а его транспорт досмотрен.

Уголовный кодекс в п. «л» ч. 1 ст. 63 ввел новое отягчающее обстоятельство: совершение преступления в период действия военного положения, мобилизации, военного времени или боевых действий.

Где введен режим и отличия от среднего и повышенного уровней реагирования

В настоящее время режим военного положения введен на территории четырех новых субъектов РФ: Донецкой, Луганской, Запорожской и Херсонской областей. Режим введен Указом Президента РФ от 19 октября 2022 г. № 756. Следующим указом Президент ввел в действие уровни реагирования в различных регионах (Указ Президента Российской Федерации от 19.10.2022 № 757). Там же он определил, какими дополнительными полномочиями будут обладать органы власти в зависимости от того уровня, который присвоен их региону.

Обратим внимание, что понятие уровня реагирования относится к правовому режиму чрезвычайной ситуации, а не только к режиму военного положения. Оно введено федеральным законом № 68-ФЗ «О защите населения и территория от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» от 21.12.1994г. Под ним подразумевается определенное состояние готовности органов власти и управления субъектов РФ к предупреждению чрезвычайных ситуаций, защите от них населения, а также к ликвидации их последствий.

Чем ниже уровень – тем ниже должна быть готовность к чрезвычайной ситуации в регионе. Соответственно, тем меньше полномочий будут иметь местные органы власти на установление дополнительных ограничений. Иными словами, уровень реагирования – это набор полномочий, закрепленный только за властными структурами регионов, который они имеют право использовать во время действия режима чрезвычайной ситуации.

На основании ч.9 ст.4.1 ФЗ №68 Президент имеет право установить особый уровень реагирования при условии, если для ликвидации возникшей чрезвычайной ситуации требуется привлечение Вооруженных сил РФ. Данное правомочие и было реализовано в Указе Президента № 757.

Юридический экперт в правовых вопросах. Подпишитесь на наш телеграм канал