Найти в Дзене
Mitya

Мандукья Упанишада. Шлока 5.

Третий аспект — это глубокий сон, праджня. В этом состоянии нет ни желаний, ни мечтаний, ни сновидений. В глубоком сне все переживания сливаются в единство недифференцированного сознания. Спящий наполняется блаженством и переживает блаженство и может найти путь к познанию двух предшествующих состояний.

Среди всех трех состояний бодрствования, сновидения и глубокого сна состояние глубокого сна является самым прекрасным. В этом состоянии человек испытывает пустоту или глубокий сон. Это бессознательное состояние. Когда йог способен погрузить сознание двух предыдущих состояний в глубокий сон, такое состояние называется праджней. Переживание сновидения отличается от состояния глубокого сна.

В этом состоянии ум не осознает ни физических, ни ментальных явлений. В этом состоянии человек не желает, не мечтает и не испытывает материальных объектов, а сознательный ум удаляется от феноменального мира. Это состояние также является воротами, ведущими к переживанию и пониманию сновидений и бодрствования. По мере того, как человек переходит от реальности бодрствования к реальности сновидений, к реальности сна без сновидений, происходит постепенный отход от участия в мире объектов. Бодрствующему сознанию состояние сна без сновидений кажется состоянием сознания очень высокого порядка. Здесь человек переживает единство, в отличие от разнообразия объектов, переживаемых в состоянии бодрствования. Йоги описывают это как пустоту или состояние чисто субъективного сознания, обладающего свойством блаженства.

Спящий обычно входит в это состояние блаженства несколько раз за ночь и восстанавливает силы, но, к сожалению, он не способен осознавать свое пребывание в этом состоянии, поэтому он не может в полной мере испытать его качество блаженства. Поэтому йоги практикуют методы расширения самосознания до этого состояния. Они заявляют, что задача человека состоит в том, чтобы сознательно осознать состояние глубокого сна, объединяющего все проявленные состояния и переживания. Но если сознательный ум не обучен делать это, он не может вызвать в бодрствующем состоянии воспоминания из переживания глубокого сна. Чтобы обучающийся продвинулся за пределы трех проявленных состояний сознания, он должен научиться сознательно получать доступ ко всем этим состояниям по желанию и осознавать все три состояния одновременно, а также их единство внутри себя и вселенной.

Для этого йоги учатся входить в состояние глубокого сознательного сна, называемого йога-нидрой, и при этом полностью осознавать окружающую среду. В этом состоянии ясность ума более глубокая, чем в бодрствующем состоянии. Часто из-за отсутствия координации ум затуманен и не остается полностью внимательным, но в состоянии йогического сна ум остается однонаправленным и ясным. Во время обычного сна спящий остается близок к Абсолютной Реальности, но не осознает Реальности. Но это не относится к медитирующим.

Те, кто достиг состояния равновесия в четвертом состоянии, турия, считают и могут сравнить смерть с состоянием сна. Предположим, кому-то удается прожить сто лет и спать по восемь часов каждую ночь. Когда подсчитаны все часы, которые он спал, можно увидеть, что он спал тридцать три и треть года. Предположим, кто-то спит без перерыва тридцать три с половиной года. Как он будет думать, помнить и действовать? Узнает ли он своих соратников, коллег, родственников и вещи, которыми он владел, так же, как он помнит их после восьмичасового сна? Это невозможно. Так что сон можно сравнить со смертью, которая представляет собой глубокий сон на тысячи часов, дней и лет, во время которого человек сбрасывает свои внешние одеяния — тело, дыхание и сознательный ум. После сна спящий просыпается, и точно так же после долгого смертного сна он просыпается и надевает новые одежды. Тот, кто знает эту реальность, не боится смерти.

Эта Упанишада говорит о глубоком сне, праджне, как о состоянии покоя, радости и блаженства, и это состояние, подобное блаженству, превосходит состояния бодрствования и сновидения. Невозможно испытать состояния бодрствования и сновидения, не испытав состояние глубокого сна. Когда человек взращивает бодрствующую реальность и использует в ней поток сознания, он достигает успеха в мире. Точно так же, если кто-то понимает реальность сновидения и реальность сна, а также сознание, функционирующее в этих различных модусах реальности, он может наслаждаться жизнью больше, чем другие. Но высшая радость и вечное счастье осознаются, когда человек достигает запредельного состояния, турия. Во время глубокого сна переживаемая радость или блаженство определенно выше, чем радость, достигаемая в состояниях бодрствования и сновидения, но это все же псевдоблаженное состояние по сравнению с состоянием турия.