Найти в Дзене
Mitya

Мандукья Упанишада. Шлока 2.

Все это, что бы мы ни увидели здесь, там и повсюду есть Брахман. Это истинная сущность, Атман и есть Брахман, Абсолютная Реальность. Этот Атман имеет четыре аспекта.

Все, что есть, есть Брахман, Высшее Сознание. Сущностная природа индивидуального «я» (Атмана) — это Брахман, Всеобщее «Я» — Я есть То. Это Я переживается на четырех уровнях, поэтому считается, что сознание имеет четыре состояния. Три из этих состояний переживаются во время бодрствования, сновидений и глубокого сна, а четвертое — это состояние за его пределами. Сознание, переживаемое в первых трех состояниях, называется Апара-Брахманом, а сознание, переживаемое в четвертом состоянии, называется Парабрахманом. Вайшванара, тайджаса и праджня — это состояния сознания — бодрствование, сновидение и сон, а четвертое состояние — высшее, называется турия. Опыт бодрствования сливается со сном, сон сливается с глубоким сном, а в конечном итоге глубокий сон сливается с турией. Таким образом, турия охватывает все остальные состояния

В Упанишадах Ом является репрезентативным именем и символом Брахмана. Для лучшего понимания садханы это является указателем Абсолютной Реальности, и, медитируя на него, человек постигает Всеобщую Истину. Атман, индивидуальное Я, и Брахман, Всеобщее Я, — одно и то же. Когда ученик осознает, что Всеобщее Сознание всепроникающее, он также осознает, что Атман и Брахман — это не два отдельных элемента с двумя разными проявлениями. Он понимает, что они едины: «Ты есть То». Когда индивидуальное «Я» осознает, что оно по существу является Брахманом, оно освобождается от оков своего транспортного средства, называемого бессознательным умом.

Для анализа есть три части: смертная часть — тело, чувства, дыхание и сознательный разум; полубессмертная часть — бессознательный разум и индивидуальное «я» (дживатман) и бессмертная часть — Сущность (Атман). После смерти всё ещё существует бессознательный ум, который является хранилищем достоинств и недостатков, чувств, мыслей, желаний и воспоминаний. Бессознательный ум используется как транспортное средство для индивидуального «Я», но когда индивидуальное «я» отбрасывает все привязанности к бессознательному разуму, индивидуальное «я» утверждает себя в своей сущностной природе и осознает, что его «я» — это «Я» всего. Такое состояние реализации называется освобождением, турия, самим источником чистого сознания. Три состояния сознания, отличные от турии, на самом деле являются тем, что переживается индивидуальной сущностью на трех уровнях.

Осознание единства Атмана и Брахмана устраняет невежество, или майю, — то, что не существует, но кажется существующим. Майя не существует сама по себе, как не существует тьма. Из-за отсутствия света человек остается во тьме, а из-за недостатка знания он остается невежественным. Когда стремящийся сбрасывает пелену невежества, осознавая высшие измерения сознания, тогда он понимает, что человечество — это великая иллюзия, а реальность — это четвертое состояние, турия. Когда восходит свет знания и стремящийся достигает четвертого состояния, он осознает, что индивидуальный Атман и Всеобщий Брахман — одно и то же. Но пока ум стремящегося испытывает только три состояния сознания, он пребывает в двойственности и не может осознать единство Атмана и Брахмана. Непрерывная медитация и постоянное созерцание приводят ученика к постижению турьи, той Абсолютной Реальности, которая существует сама по себе.

Этот текст объясняет три уровня сознания: бодрствование, сновидения и сон. Когда переживающий осознает, что реальность сновидения тоньше, чем реальность бодрствования, и что реальность глубокого сна глубже, чем реальность сновидения, он хочет вместе постигнуть опыт всех трех реальностей, достигнув Абсолютной реальности, четвертого состояния, турия.