В Абхазии много полуразрушенных и заброшенных строений, которые периодически возникают перед глазами среди пальм и кипарисов. Они уже стали визитной карточкой Абхазии. Но Акармара – «заброшка» особенная. Ведь в заброшенном состоянии оказались не отдельные здания, а целый поселок. Причем, поселок, считающийся благоустроенным, богатым и даже элитным.
В этот заброшенный поселок мы и поехали нашей компанией из Сухума.
Грустная история поселка Акармара
Поселок Акармара появился в 1938 году и вскоре стал районом города Ткварчели, правда, расположенным на некотором удалении от центра. Здесь жили шахтеры, работавшие на Ткварчельском угольном месторождении, и их семьи.
Активное строительство поселка началось после победы в Великой Отечественной Войне – сюда привезли пленных немцев, которые и занимались строительством. Причем, привезли и архитекторов, которые проектировали здания так, как умели – на европейский манер. Поэтому поселок по внешнему виду очень отличался от типичных абхазских городов.
В поселке строили не только красивые и комфортные дома, но и были свои школа, больница, Дом культуры, ресторан, кинотеатр и рынок, здесь были красивые аллеи для прогулок. Поселок считался элитным и многие стремились здесь поселиться. К концу 80-х годов в Акармаре проживало около 5 тысяч человек, это были грузины, русские, абхазы.
На шахтах Акармары добывали высококачественный коксующийся низкозольный уголь, который возили в Ткварчели на обогатительную фабрику. Для этого была построена железная дорога. Где-то она проходила свозь горы, в которых были прорублены тоннели, а где-то через расщелины между гор были построены арочные мосты.
В общем, все строилось основательно, солидно, надолго.
Но пришел 1991 год, развалился Советский Союз, и на окраинах большой империи начались конфликты на национальной почве. В Абхазии эти конфликты вылились в Грузино-Абхазскую войну, продолжавшуюся больше года в течение 1992-1993 годов. Люди, работавшие бок о бок и жившие по соседству, теперь стали врагами.
В Ткварчели и Акармаре военные действия начались после того, как руководство города и предприятий отказалось подчиняться грузинским властям. И их осадили грузинские войска. Осада длилась 413 дней, город постоянно обстреливала артиллерия. Кто не успел выехать, погибли от обстрелов, голода, болезней.
После победы Абхазии население в этот разрушенный и обескровленный, или, правильнее, окровавленный город не вернулось. То, что осталось от города, стало разрушаться, город начал поглощать лес, вместо людей здесь прогуливались дикие животные.
Удручающая картина.
Наша экскурсия в Акармару
Сейчас в этот разрушенный поселок возят туристов. Экскурсия не только зрелищная, но и довольно поучительная, учитывая настоящую ситуацию.
Наша группа из 7 человек также приехала посмотреть на такую экзотику. И ее здесь хватило с лихвой. В городе практически нет ни одного целого здания – даже если целы стены, то выбиты стекла, а за 30 лет здания затянула растительность. Город выглядит таинственно, интригующе и жутковато.
Раньше в этом здании были универмаг и кинотеатр, но сейчас внутри вместо прилавков и кресел кучи мусора.
На фото ниже то, что осталось от школы. Ей особенно досталось.
А это здание швейной фабрики – в поселке жили не только шахтеры.
Штольня шахты начиналась прямо в поселке. Остались даже видны название – шахта имени Сталина, и год строительства.
Это жилой дом. Ему тоже досталось.
И тут мы были удивлены – в некоторых квартирах окна были застеклены и горел свет, сушилось белье.
Оказалось, что жизнь пусть медленно, но возвращается в Акармару. Если в 2018 году в городе-призраке проживало всего пять семей, которые самостоятельно решали вопросы своего жизнеобеспечения, то сейчас здесь проживают уже 18 семей и даже ходит в Ткуарчал (как сейчас называют Ткварчели) школьный автобус. Электричество, вода есть, свободного жилья полно на выбор, только приводи его в порядок и живи. Занимаются жители сельским хозяйством, пчеловодством и обслуживанием туристов. Как наш гид Умар, местный житель. Магазинов в поселке еще нет, а вот павильон, где можно выпить чай или кофе, заказать шаурму и другую еду, уже есть.
Любопытные туристы, везде сующие свой нос, уже, похоже, стали надоедать местным жителям. На двери одного из домов висит такое объявление:
С одной стороны, радует, что жизнь в это многострадальный город возвращается. А с другой – жаль, что через несколько лет это необычное место может исчезнуть.