Полноценный сервис по ремонту и монтажу колес отличается от придорожной шиномонтажки целым парком специализированного оборудования, способного не только “переобуть” клиента, но и решить как экстренные (типа прокола), так и “сезонные” проблемы, неизбежно возникающие в процессе эксплуатации колеса.
Данный материал будет полезен не только профессионалам, желающим оборудовать или переоборудовать свою мастерскую. После его прочтения даже простой автолюбитель сможет сходу определить, насколько профессионально подходят к своему делу сотрудники выбранного им сервиса.
ДОМКРАТ
Театр начинается с вешалки, а шиномонтаж - с домкрата. Если коротко - советуем выбирать подкатную модель на 3-3,5 тонны с низким подхватом (75-95 мм). Так вы существенно расширите спектр потенциально обслуживаемого вашей мастерской транспорта, потому что в список попадут как малолитражки с изначально низким клиренсом, так и заниженные в результате тюнинга авто.
Как выбрать?
При выборе обращайте внимание на:
- Тип передачи от рукоятки к подъемному механизму. Карданная передача лучше зубчатой.
- Материал сальников. Полиуретан лучше резины.
- Защита качающих плунжеров. Наличие защитных колпачков лучше их отсутствия.
- Колеса. Нейлон лучше металла, так как не гремит по полу и не корродирует.
- Толщина металла и качество сварки. Очевидно, что домкрат из толстой стали, сваренной роботом прослужит дольше. Чтобы понять разницу - сравните две модели: недорогую “гаражную” и профессиональную.
Чтобы окончательно определиться с выбором, советуем почитать эту статью (там и видеоинструкция есть): https://blogs.garwin.ru/kak-vybrat-podkatnoi-domkratdlia-shinomontazha/
А специально для наших клиентов мы подготовили рейтинг подкатных домкратов от ГАРВИН: https://dzen.ru/a/Y0LtQvnAFzmjMz37?&
Что докупить?
Домкрат - это ПОДЪЕМНОЕ оборудование, не предназначенное для длительного удержания груза. Поэтому пара страховочных стоек для каждого шиномонтажного поста точно не будет лишней.
ГАЙКОВЕРТ
Наличие пневмомагистрали давно стало обязательным для профессионального автосервиса. А самый популярный пневмоинструмент в разгар сезона - это пневмогайковерт. Почему? Потому что откручивать колесные болты баллонником - удел любителей, а не профи, для которых время - деньги.
Как выбрать?
При выборе обращайте внимание на:
- Размер привода. Самые популярные модели для шиномонтажа выпускаются с приводным квадратом ½”.
- Материал корпуса. Работаете в помещении? Берите легкий композитник. Работаете на воздухе? Выбирайте неубиваемый металлический корпус.
- Рабочий крутящий момент. Средний момент на закручивание у колесного крепежа - 120 Нм. Но он часто бывает перетянутым или просто приржавевшим. Усилие на демонтаж такого болта или гайки требуется в разы больше. Поэтому необходимый минимум - 500 Нм. Само собой, чем это число больше, тем быстрее открутите.
Подробный гайд по выбору - в этой статье: https://dzen.ru/a/X9yYkHyRnkbAO7QS?&
Видео по теме: https://www.youtube.com/watch?v=kXLL7jE_QQE
Что докупить?
Ударные головки разных размеров, для различных типов дисков, наборами или поштучно. Обязательно - из хром-молибденового сплава. Ручные хром-ванадиевые не подойдут! Почему? Читайте здесь: https://dzen.ru/a/X-XjXeXNvGqWgxsW?&
ЭЛЕКТРОПИТАНИЕ МАСТЕРСКОЙ
Важный вопрос - 220 или 380? Ответ - если есть возможность подключить 380, воспользуйтесь ей. Оборудование, рассчитанное на 380 Вольт, как правило, производительнее. И ведет себя стабильнее при скачках напряжения.
МОЙКИ ДЛЯ КОЛЕС
По сути, является дополнительным оборудованием. Но для хорошего сервиса очень желательно, чтобы она была, так как станки, описанные ниже, на чистой резине работают корректнее. Например, балансировочному станку грязь мешает оценить биение диска. К тому же, самоклеящиеся грузики к грязному диску липнут хуже.
А еще клиент очень любит чистоту. Можно, конечно, отмыть колесо вручную в ванне, но настолько качественно, как в мойке, руками его не очистить.
Общий принцип работы любой мойки: колесо помещается в специальную камеру, где его омывает вода с чистящими гранулами, подаваемая под давлением.
Как выбрать?
Основной критерий - внутренний объем моечной камеры. Чем больше соотношение длины/ширины/высоты, тем больше типоразмеров колес можно отмыть.
Что докупить?
Пакеты для хранения колес. Стоят копейки, зато обеспечивают чистоту и уважительные взгляды со стороны клиента.
ШИНОМОНТАЖНЫЕ СТЕНДЫ
Необходимое оборудование для шиномонтажной мастерской, предназначенное для снятия/установки шины на диск и (опционально) быстрой накачки колеса. Настоящие “кормильцы” любой профессиональной шиномонтажной мастерской, способные перебортовывать колеса как легковых, так и грузовых автомобилей.
Как выбрать?
Максимальный диаметр колеса
Определить необходимый диаметр просто: из доступных по бюджету выбирайте стенд с максимальным значением. С более широким функционалом увеличится и поток клиентов.
Автоматизация
Автоматические. Существенная экономия времени и сил на перебортовке. На первом колесе мастер позиционирует монтажную головку к диску, а оставшиеся обрабатываются значительно быстрее. В комплекте может быть встроенный лифт, который поднимает колесо без помощи мастера, а также пластиковые кромки для рабочих поверхностей планшайбы (поверхность, на которой фиксируется колесо), что убережет от царапин литые диски.
Полуавтоматические. Главное их преимущество - невысокая, в сравнении с “автоматами”, цена. Часть операций на таком станке выполняется вручную. Например, вертикальная стойка отводится вбок оператором. На этапах центровки колеса и снятии покрышки также потребуется усилия мастера. Управление осуществляется при помощи педали и ручного нажатия на вал оборудования.
Плюс, помимо цены - неподвижная вертикальная стойка. Благодаря ей, стенд можно ставить к стене вплотную, экономя рабочую площадь.
Минус - металлические кромки рабочих поверхностей не всегда комплектуются пластиковыми накладками.
Подойдут, если поток клиентов небольшой даже в период пиковых нагрузок. В будущем, когда клиентская база расширится, рекомендуем все же заменить полуавтомат на автомат.
Что докупить?
Если в комплектации станка нет этих двух опций, лучше приобрести их дополнительно:
“Третья рука”. За счет нее колеса устанавливаются на рабочий стол с максимальной точностью, без помощи стороннего мастера. Без нее существует риск повредить резину в процессе монтажа, работая на полуавтоматических стендах. Особенно это касается покрышек типа RunFlat.
“Взрывная" накачка колес. Бывает встроенной в некоторые модели стендов. При таком способе воздух подается импульсами, что позволяет быстрее и равномернее наполнить колесо воздухом. Настоящее спасение при работе с жесткой резиной и шинами с низким профилем.
Монтажная паста. Профессиональная замена мыльному раствору. Необходимый расходник, без которого бортик шины хуже скользит по диску. Литиевая смазка или моторное масло в данном случае противопоказаны, так как разрушают резину.
БАЛАНСИРОВОЧНЫЕ СТЕНДЫ
Перебортованное колесо нуждается в балансировке, чтобы снизить вибрации при движении. Для этого требуется балансировочный станок.
Как выбрать?
Как и в случае с балансировочными стендами, важна степень автоматизации.
Ручной ввод параметров. Всю информацию о колесе необходимо вводить вручную, что заметно снижает скорость работы балансировочного поста. Самые доступные по цене, подходящие для мастерских с небольшим потоком клиентов.
Автоматическое считывание радиуса и вылета диска. Ширина диска вводится вручную. Работа с таким оборудованием выполняется быстрее, но недостаточно для оперативной работы во время сезонного ажиотажа.
Автоматические считывание всех параметров. Благодаря этому можно повысить производительность участка балансировки в несколько раз.
Также при выборе следует обратить внимание на максимальный рабочий размер колеса. Для обслуживания внедорожников может потребоваться станок с поддержкой 28", 29", 30" и 31" колес. В то время как "легковой" балансировочный станок обычно работает с колесами до 21".
Что докупить?
Балансировочные грузики. Их существует два типа: набивные с прижимной скобой для стальных дисков и грузики с клейкой поверхностью (самоклеющиеся) для легкосплавных (литых или кованых) дисков.
Балансировочные клещи. Универсальный инструмент, применяемый в шиномонтажных работах для демонтажа старых и установки новых балансировочных грузиков.
СТАНКИ ДЛЯ ПРАВКИ ДИСКОВ
Дополнительное оборудование, которое пригодится, если в мастерской есть балансировочный стенд. Искривленное колесо необходимо выправить, ведь иначе его невозможно будет правильно отбалансировать.
Правка выполняется воздействием гидроцилиндра (гидравлические станки) или прокатных роликов (механические станки) на поврежденный участок в заданном направлении и с определенным усилием. После этого мастер производит проверку геометрии при помощи контрольной линейки, которая обычно входит в комплект станка.
Как выбрать?
Станки делятся на три группы: для работ с литыми, штампованными дисками и универсальные модели.
Отдельно стоит отметить станки для правки дисков со встроенной токарной группой, которая позволяет срезать лишний металл и "заусенцы" в процессе выправки.
При выборе устройства обратите внимание на поддерживаемый им максимальный диаметр и тип диска, наличие токарной группы и требования к электропитанию. Что касается мощности и рабочего давления, то эти параметры подбираются производителем с учетом дополнительных функций, например, токарной группы.
РЕМОНТ ШИН
Работа по ремонту проколов и порезов у шиномонтажных мастерских будет всегда. Проблема не носит сезонного характера, поэтому хороший запас расходников для шиноремонта должен быть в мастерской круглый год.
Что докупить?
Заплатки. Бывают камерными, кордовыми и универсальными.
Камерные предназначены только для устранения проколов в колесах с камерой. Изготавливаются из эластичных резиновых смесей, что минимизирует потерю гибкости и упругости на отремонтированном участке.
Кордовые чаще применяются для ремонта боковых порезов бескамерных покрышек. В отличие от камерных заплаток, у кордовых есть армирующий слой для исключения деформации и растяжений.
Универсальные подходят для ремонта участков, которые не содержат корд, либо усиливающих жесткость элементов. Подобные заплатки производят из более плотных резиновых смесей, чем камерные.
Раскаточные ролики. Нехитрое, но нужное приспособление для раскатки ремонтных заплаток.
Жгуты. Тонкие полосы специальной резины, которыми удобно заделывать небольшие проколы. Для ремонта такой жгут промазывается клеем и протягивается в предварительно зачищенное отверстие прокола, а излишки с обоих концов обрезаются.
Грибки. Резиновые заплатки с “ножкой”, которая смазывается клеем-активатором для холодной вулканизации и устанавливаются в предварительно подготовленное отверстие прокола. Шляпка дополнительно фиксируется герметиком и раскатывается валиком. Бывают и модели с уже подготовленной к установке ножкой, которую достаточно освободить от пленки, без нанесения клея.
P.S. В данной статье мы принципиально не рассматривали нюансы выбора компрессора и устройства пневмомагистрали. Эта тема требует отдельного исследования, которое мы проведем в одном из следующих материалов.