Найти тему
Олег Чекрыгин

Апостол Павел и Маркион Синопский (исследование)

Продолжение 2, начало https://dzen.ru/media/ochek/apostol-pavel-i-markion-sinopskii-issledovanie-6355240745886359bd6c4953

Источники

Для подхода к решению этой задачи прежде всего надлежит перечислить имеющиеся исторические факты о самом Павле и его учении. Из того, что известно о Павле от самих апостолов и мужей апостольских до Маркиона, доставившего в Рим павловы послания, по сути имеется удивительно мало упоминаний о нем и о его посланиях. Перечислим их все.

1. Деяния святых апостолов содержит целую повесть о Павле, его жизни и его деяниях в главах с 7-й по 28-ую.

2. Второе соборное послание Петра, глава 3: «15 и долготерпение Господа нашего почитайте спасением, как и возлюбленный брат наш Павел, по данной ему премудрости, написал вам, 16 как он говорит об этом и во всех посланиях, в которых есть нечто неудобовразумительное, что невежды и неутвержденные, к собственной своей погибели, превращают, как и прочие Писания».

3. Упоминание о Павле и его Первом послании к Коринфянам в тоже Первом послании к Коринфянам мужа апостольского Климента Римского (предп.30 – 101), четвертого епископа Рима, написавшего его предположительно в 95-м году. Климент упоминает о Павле дважды в своем послании, в главе V: «Павел, по причине зависти, получил награду за терпение: он был в узах семь раз[1], был изгоняем, побиваем камнями. Будучи проповедником на Востоке и Западе, он приобрел благородную славу за свою веру, так как научил весь мир правде, и доходил до границы Запада[2], и мученически засвидетельствовал истину перед правителями. Так он переселился из мира, и перешел в место святое, сделавшись величайшим образцом терпения»; и в главе XLVII: «66…Возьмите послание блаженного апостола Павла 67. О чем он прежде всего писал вам в начале евангельской проповеди? Истинно он по вдохновению написал вам как о себе самом, так и о Кифе и Аполлосе, потому что и тогда произошло у вас разделение на различные стороны».

4. В посланиях Игнатия Богоносца (…-107/112) Павел помянут всего дважды: в главе 4-й Послания к Римлянам «Не как Петр и Павел заповедую вам. Они апостолы, а я осужденный; они свободные, а я доселе еще раб», и в Послании к Ефесянам в главе 12-ой «Вы сотаинники Павла освященного, засвидетельствованного, достоблаженного, у ног которого желал бы я быть, когда приду к Господу. Он во всем послании своем к вам поминает вас во Христе Иисусе»

5. Апостол Варнава не упоминает Павла ни разу

6. То же касается Исустина Философа

7. Ерма в «Пастыре» - ни разу

8. Папий иерапольский (70-155) – ни разу

9. Поликарп Смирнский (70-156) в послании к Филиписсийцам упоминает Павла четыре раза: - в главе 3 один раз: «Ибо ни мне, ни другому, подобно мне, нельзя достигнуть мудрости блаженного и славного Павла, который находясь у вас, пред лицом живших тогда людей, ревностно и твердо преподавал слово истины, и после, удалившись от вас, писал вам послания».

- в главе 9 один раз: «Умоляю всех вас повиноваться слову правды и оказывать всякое терпение, как вы видели это своими очами не только в блаженном Игнатие, Зосиме и Руфе, но и в других из нас и в самом Павле и прочих апостолах.
- в главе 11 дважды: «"Или не знаем, что святые будут судить мир?", как учит Павел. Я, впрочем, ничего такого не заметил в вас и не слыхал, - в вас, у которых подвизался блаженный Павел, и о которых он с похвалою отзывается в начале своего послания. Вами он хвалится во всех Церквах, какие только познали в то время Бога, а мы еще не знали Его».

Однако, Поликарп писал уже после начала антимаркионитской полемики, то есть когда послания Павла уже были представлены Маркионом Римской церкви задолго до писаний самого Поликарпа, предположительно уже давно ознакомившегося с посланиями Павла в версии маркионова «Апостола», и потому этот источник не может быть признанным как независимое свидетельство о Павле.

10. И, наконец, бесспорный (казалось бы) источник сведений как о самом Павле, так и о его Учении – послания самого Павла, канонический корпус которых состоит из 14 посланий. Однако, заметим, что его нельзя отнести к числу независимых (от Павла) исторических свидетельств о нем, коих ввиду этого мы насчитали всего только восемь – рассмотрим их все в первую очередь

То есть, всего восемь раз только лишь у трех раннехристианских авторов, не считая реченного Поликарпа, помянут Павел и его послания. Других упоминаний о Павле до начала маркионитской полемики невозможно найти и обнаружить нигде: ни в апостольских посланиях, ни в писаниях ранних мужей апостольских – кроме подробнейшего жизнеописания Павла в Деяниях, которые и рассматриваются традиционно, как самый верный и надежный ранний исторический источник сведений о биографии Павла.

[1] О семикратном заключении ап. Павла нет других исторических свидетельств – как, впрочем и о самом Павле вообще.

[2] Разумеют Италию и в частности Рим, как границу запада в отношении к востоку. Этого мнения держатся те, которые отвергают вторые узы Павла в Риме, напр. Баур Шенкель и Гильгенфельд. Другие же (Неандер Герике, Гуг и пр.) относят это к Испании, о путешествии в которую предположительно говорит ап. Павел в Римл. XV, 24.