Найти тему
Георгий Климов

Судьба героического летчика СССР?

Первые дни Великой Отечественной войны стали для Красной Армии периодом неудач. Поражения терпели не только пехота, танкисты и артиллеристы. В воздухе советские ВВС тоже проигрывали противнику. А может быть, дело в том, что опытные летчики, ставшие командирами, находились не в строю, а в тюремных камерах Лубянки?

Одним из первых советских героев-побратимов был генерал-лейтенант Яков Смушкевич, воевавший в Испании и на Халхин-Голе. Летчик был уроженцем литовского города Ракишки, откуда его семья переехала в Вологду во время Первой мировой войны. Здесь, в возрасте 13 лет, Яков начал работать, чтобы помочь своим родителям. В феврале 1917 года Смушкевич был среди революционеров. Когда началась гражданская война, он добровольцем вступил в Красную Армию.

Остаток жизни Джейкоб провел в армии. Политработник 4-й отдельной истребительной эскадрильи, он никогда не отказывался от своей мечты стать летчиком. Он начал учиться летать, как он почти всегда делал в то время, на самолете U-2. В то же время будущий летчик учился в университете заочно. С конца 1931 года Смушкевич был командиром Витебской особой летной бригады. В то же время Якоб учился в Качинской летной школе, которую окончил в 1932 году.

После того, как авиабригада добилась успехов в показательных полетах, летом 1935 года Иосиф Сталин встретился со Смушкевичем. Вероятно, это должно было повлиять на дальнейшую судьбу Якова. Осенью 1935 года он стал бригадным генералом (эквивалент генерал-майора).

Испанская война, начавшаяся в июле 1936 года, сыграла важную роль в карьере Смушкевича. Пилоты-добровольцы из Советского Союза и других стран отправились на помощь республиканцам. В октябре 1936 года Смушкевич, который стал генералом Дугласом в Испании, прибыл на пассажирском самолете Douglas DC-3. Якоб быстро сформировал международные эскадрильи. Навыки Смушевича как командующего ВВС привели к серьезным успехам в Испании, за что он был награжден орденом Ленина. Затем он вернулся в Москву летом 1937 года, получив звание специального комиссара, еще один орден Ленина и Золотую Звезду Героя, и учился в Академии имени Фрунзе. Он был назначен заместителем командующего военно-воздушными силами.

К 1938 году Яков был уже опытным пилотом, но в апреле, во время тренировочного полета на самолете P-10, отказал двигатель. В результате аварии он получил травмы обеих ног. Смушкевич с тех пор не летал. Хотя ему пришлось буквально заново учиться ходить, он остался на службе. Он даже часто ночевал в своем кабинете, где за ширмой стояла раскладушка.

Сталин высоко оценил работу Смушкевича. Когда весной 1939 года начались события на реке Калхин-Гол, Советский Союз помогал Монголии в войне против Японии. По инициативе Смушкевича были сформированы эскадрильи из советских летчиков, воевавших в Испании, а затем в Китае. Яков, возглавлявший эту эскадрилью, уехал в Монголию.

Там он встретился с командующим 1-й группой армий Георгием Жуковым. С прибытием советских асов и их командира ситуация быстро начала меняться в пользу Красной Армии. Советские военно-воздушные силы доминировали в воздухе. Ситуация на местах также изменилась. Это стало результатом того, что Смушкевич впервые в истории войны установил сотрудничество между наземными и воздушными силами. Осенью 1939 года Яков вернулся в Москву. Вскоре он был назначен командующим военно-воздушными силами страны. За подвиги во время битвы на Халхин-Голе он был награжден второй звездой героизма.

-2

Разница стала неожиданностью для Смушкевича. За несколько дней до этого Сталин спросил его мнение об организации советской обороны, и осенью 1940 года он был назначен помощником Жукова, начальника Генерального штаба. А потом наступил день 7 июня 1941 года, который перечеркнул все события прошлого. Смушкевич был госпитализирован, где ему была сделана еще одна операция. НКВД удалось изобрести "опытное дело". Они допрашивали Смушкевича, когда он лежал на носилках и не мог встать.

Дважды герой Советского Союза, герой Испании и Халхин-Гола, Яков Смушкевич был расстрелян 28 октября 1941 года. В то же время его бывшие командиры и подчиненные были расстреляны. В начале войны Советский Союз имел в пять раз больше боевых самолетов, чем Германия. Мы не говорим о прошедшем времени в сослагательном наклонении, но если бы военно-воздушными силами руководил опытный командир, то даже если бы через полтора месяца потери были три к одному в пользу Германии, у немцев просто не было бы больше боевых машин.

Поставьте "лайк", если вам понравилось это сообщение. Также подпишитесь на канал, чтобы не пропустить ни одного интересного эпизода.

-3

НАЖМИТЕ ТУТ ЧТОБЫ ПОСМОТРЕТЬ ЗАПИСЬ ЭФИРА