Найти тему
Николай Бобылев

Тернистою тропою фотолюбителя!

Тернистою тропою фотолюбителя!

Друзья!

Книгу Л.П.Дыко, Е.И.Иофиса "Фотография.Ее техника и искусство" я купил в городе Серове, будучи еще десятиклассником.Стоила она тогда недешево- 16 рублей 20 копеек. Почти 500-страничное издание тиражом 200 тысяч экземпляров с многочисленными черно-белыми и цветными снимками, рисунками. схемами, таблицами,рецептами проявителей  и закрепителей долго, более сорока лет, служило мне не только отличным пособием- справочником, но и вдохновляло на поиски красивой композиции,света и  цвета в кадре, наилучшему выражению  встреченного в походе необычного сюжета. А это были и пейзажи, и снимки птиц, зверей, цветов, бабочек и жуков, словом, всего разнообразия мира дикой природы.

Доценты Всесоюзного государственного института кинематографии Лидия Павловна Дыко и Евсей Абрамович Иофис тогда, в 1960 году, подарили мне большую радость, словно и я сам стал студентом ВГИКа. 

Но у меня был лишь "Любитель-2", дававший серенькие снимки, тогда как в  темной шахте его видоискателя с увеличительной лупой мир сиял великолепными разнообразными красками. И все же я,ступив на тропу фотолюбителя, не схожу с нее и поныне, в свои 78 лет.

Через год,поступив в Свердловский электромеханический техникум, и купил  со стипендии фотоаппарат "ФЭД-2". Он у меня и сегодня цел (серийный номер 665378). Правда, коллега слямзил (для своего фотоувеличителя) объектив "Индустар 26 М" за номером 59831,да так и не вернул. А "стекло" было хорошее: фокусное расстояние 50 мм, наибольшая диафрагма 2.8.

Лишь где-то в году 1983-м мне удалось купить в областном центре отличную советскую камеру "Зенит ТТЛ". служившую мне до появления в нефтеюганских магазинах  японских пленочных камер "Canon". А в 2003 их заменила  портативная цифровая камера "Canon S45", свободно влезавшая к карман походной куртки.

были потом у меня и другие кэноновские  камеры -побольше и подороже! Сегодня их три: "Canon EOS 100 D", "Canon EOS 77 D" и "Canon 50 М", продвинутая беззеркалка. (Купленная несколько лет назад неплохая  "мыльница" Панасоник ТЦ 30 благополучно скончалась, хотя некоторые из сделанных ею снимков вошли в книгу "Песнь и плач Матери-Земли!").

С 1961 по 2021 годы шел я неуклонно  к этому изданию, уже раритетному; то есть ровно 60 лет!

По тернистой этой литературной дороге было много препятствий, потерь, огорчений и радости. Ведь цифровая фототехника потребовала и хорошего компьютера (сменил уже два старых); сегодня на моем столе ПК - мощный "ДЕХР Gold" с частотой процессора 4,1  ГГЦ, оперативной памятью 16 ГБ и безлимитным интернетом скоростью 1000 Мбит/с.

Все это позволяет мне снимать отличные  фото и видеоролики и загружать их в социальные сети,на разные фотосайты, делиться с друзьями, с издательством www.uralizdat.ru, где и вышла моя книга "Песнь и плач Матери-Земли!" в электронном и  бумажном форматах!

P.S.

Обе эти книги, фотоаппарат "ФЭД-2" и книгу "Фотография. Ее техника и искусство" я подарил "Нефтеюганскому краеведческому музею реки Обь"

Вл.Назаров

**************

Рисую мир и... фотообъективом!

... Мое увлечение фотографией началось в детстве, в классе 6-7-м. Родители съездили в ближайший город Серов (а жили мы в тайге, на маленькой железнодорожной станции Сотрино) и купили двухобъективный зеркальный фотоаппарат «Любитель-2».

На ту пору для школьников это была прекрасная камера, у которой имелись шахтный видоискатель с лупой и специальный объектив для наводки на резкость, сопряженный с главным. Откидывались черные шторки, поднималась лупа, и вы приникали глазом к этому окну в чудесный мир Природы. Там все было как на ладони: лесные цветущие поляны с яркими красками, речные омуты с нависшими весенними черемухами, наш бревенчатый дом с огородом на фоне белых кучевых облаков. Самое замечательное, что всем окружающим можно было подолгу любоваться, даже не снимая: такое красочное и увеличенное изображение давал видоискатель «Любителя-2».

Печатал я снимки контактным способом в темной комнате... под столом. Широкая пленка давала двенадцать фотографий размером 6 х 6. Конечно, на черно-белой бумаге ничего не оставалось от яркого, радужного окружающего мира. Поэтому вскоре захотелось перейти на цветную пленку.

Это позволили сделать сначала «ФЭД-2», потом «СТАРТ», «ЗЕНИТ-ТТЛ» и, наконец, пленочный «CANON EOS 3000 ». ( В моих фотоальбомах появились только цветные снимки природы, а в архиве хранится до сих пор много прекрасных цветных слайдов).

Но, конечно, в фотографии все же главное — хорошая оптика! 

... Но вернемся к тому, с чего начался наш рассказ, — к съемке природы: птиц, животных, цветов, жуков, бабочек, стрекоз и пр. Макросъемку я производил телеобъективом Canon 75-300 мм (в режиме макро, ближайшая дистанция наводки на резкость — 1,5 метра). Нашел и другой компромиссный вариант: заказал в Интернет-магазине удлинительные кольца для макросъемки фирмы «KENKO» (они выпускаются для различных фотоаппаратов).

Удлинительными кольцами, правда, для фотоаппарата «ЗЕНИТ-ТТЛ», я сделал немало снимков цветов, например, багульника или мирта болотного; грибов. А вот съемка насекомых удается плохо: они очень подвижны, и при наводке часто теряется резкость. Нужен был все-таки специальный макрообъектив!...

... И все же лучше иметь что-то, чем ничего!...

В начале июня 2000 года я снимал фотоаппаратом «CANON EOS 3000 » весенние грибы — строчки и сморчки. На высоком берегу обской протоки Девкиной в яркий солнечный день я увидел маленький сморщенный, шоколадного цвета, грибок-сморчок. Рос он у подножия молодого тальникового куста, среди прошлогодних листьев. Пришлось их подальше отгрести от грибной ножки. Поскольку минимальная дистанция у теле-макро полтора метра, а сморчок невысок над землей, прокладываю к нему «коридор» для макросъемки: убираю валежник, гнилые колоды, стебли брусничника и черничника. Ложусь на живот, прикладываюсь к окуляру видоискателя фотоаппарата. Так и есть! Мешает маленький сучок, воткнувшийся в почву. Приходиться вставать, снова очищать полутораметровую дистанцию макросъемки — ведь она почти у самой земли! Трудное это занятие — сделать в полный рост «портрет» карликового обитателя лиственного леса, который высотой не более семи сантиметров!...

И все же добиваюсь полного отсутствия в кадре лишних деталей; теперь сморчок резко и контрастно выделяется на расплывчатом, смазанном фоне окружающей травы, брусничника. Так и надо мне! Щелкаю несколько раз кнопкой спуска (перемотка пленки у «CANON EOS 3000» — автоматическая!).

При увеличении снимка до размера 15х21 см он не потерял резкости. Хоть сейчас вставляй в красивую рамку — и на стену в комнате собственной квартиры! (А я сразу запасся полутора десятками рамок названного размера; дарю фото нашей северной природы друзьям, знакомым).

То есть макросъемка телеобъективом «Canon 75-300 EF» мм дело вполне реальное. Хотя несколько затруднительное, и очень мелкие предметы не удается снять в масштабе 1:1.

А теперь — о телесъемке.

... Пару лебедей я увидел днем на протоке Девкиной, недалеко от ЛЭП-500 Магистральная-Сомкино. Было это после обеда 21 мая нынешнего года. Денек стоял пасмурный, небо хмурилось...

Птиц я сначала услышал, а не увидел. Кормились они за дальними тальниками, метрах в 600-800 от меня. Вскоре два грациозных белоснежных лебедя (самка и самец) выплыли на чистую воду. В 12-кратный бинокль они, увы, виднелись далеко не полный рост. И все же я мог различить гордо изогнутые шеи, сложенные большие крылья и пышное оперение. Птицы, высоко поднимая зад, погружали головки в воду, разыскивая что-то клювами в иле, в прибрежной траве.

Лебеди иногда издавали короткие клики, удалялись и приближались по протоке друг к другу. Ясно, это была неразлучная лебединая пара, дружная семья пернатых, правда, пока без птенцов.

Захотелось снять на цветную пленку красавцев-птиц. Но для штатного объектива (38-76 мм) расстояние до них было слишком велико. А для «CANON EOS 3000» у меня тогда еще не было адаптера, чтобы ввинтить «МТО-500» (телеобъектив российского производства с фокусным расстоянием 500 мм). Поэтому ставлю на штатив «ЗЕНИТ-ТТЛ» с этой «пятисоткой», вворачиваю в спусковую кнопку специальный спусковой тросик (это все для предотвращения колебаний фотоаппарата во время съемки; с применением телеобъектива кадры могут быть полностью смазаны, оказаться нерезкими, если снимать с руки).

Зеркально-линзовый объектив Максутова («МТО-500») не имеет диафрагмы, у него постоянное относительное отверстие — 8. Понятно, что наводить на резкость с такой «дыркой» затруднительно, тем более что видоискатель «ЗЕНИТА-ТТЛ» (1984 года выпуска!) не очень просветлен. Однако деваться некуда: медленно вращаю кольцо наводки на резкость «МТО-500». Вот очертания птиц на матовом стекле видоискателя приобрели удовлетворительные очертания; нажимаю на кнопку спуска с помощью тросика. Теперь надо перевести пленку на новый чистый кадр. Поворачиваю рычаг взвода затвора «ЗЕНИТА» и снова прикладываюсь к окуляру: не сбилась ли резкость?...

В течение примерно получаса снимаю лебедей. Они уже выплыли поближе, кормятся слева от тальниковых кустов. Выбираю момент, когда парочка устремляется максимально близко друг к другу. Так, снова щелчок затвора!...

Отступление.

Приведу для контраста письмо моего друга из Германии Юрия Мягкова:

«Здравствуйте, Владимир!

С удовольствием прочитал Вашу статью «Через пойму — к Оби» и немного ее подредактировал для чтения на ПК.

Здесь в Германии у всего населения с детства воспитывается бережное отношение к природе. На дорогах установлены дорожные знаки: «Осторожно: олени, ежи, лягушки, улитки, совы» и т.д.

Я живу рядом с двумя школами, и перед моими окнами растут облепиха — громадный куст, анютины глазки, сирень, тюльпаны, и никто ни одного цветка не сорвал. А дикие утки и гуси, стоит только начать их кормить, слетаются со всей реки и не дают даже пройти. Совсем не боятся людей. В доказательство прикладываю фото моего сына Сергея с нашими дикими птицами, которое я сделал два года назад».

Таково отношение к дикой природе в городке Хайнихайнен, на территории бывшей ГДР. Видимо, прошедшие социалистические времена для восточных немцев оказались в духовно-экологическом отношении весьма благоприятными!

Но вернемся к нашим российским проблемам, где далеко до немцев.

... Итак, все же приспособив маленький, легкий штативчик, иду на днях снимать городскую архитектуру своим новым «Рубинаром-1000» (для пробы). С расстояния метров в 800 снимаю часы на башенке хирургического корпуса. Они занимают почти половину кадра (с телеконвертером «ТКЛ-2» — весь кадр!). Поворачиваю свое фоторужье в другую сторону: крест на главном куполе храма едва умещается в видоискатель! Вот это отечественная оптика!...

Прислали мне «Рубинар-1000» по почте в июле 2000 года из Интернет-магазина, где торгуют любительскими телескопами для всех желающих россиян. Стоил тогда такой объектив-телескоп (а им можно даже снимать Луну, другие яркие планеты) сравнительно недорого: 4 тысячи рублей. Против многих ... сотен тысяч рублей за японские профессиональные телеобъективы примерно такого же фокусного расстояния. Был Рубинар-1000 — лучшим в мире объектив по соотношению цена-качество!...

Итак, снова — компромисс! У фотографа-любителя, всегда стесненного в средствах, такое случается не редко...

Кстати, о существовании телескопического Интернет-магазина я узнал случайно, после долгих поисков в Интернете.

Теперь, когда будет более надежный штатив, я смогу, наверное, поснимать отлетающих на юг птиц в сентябре. Прошлой осенью на протоке Девкиной видел большие утиные стаи, но подобраться к ним оказалось весьма затруднительно: птицы отплывали от меня все дальше и дальше...

Фотосъемка природы приносит большую радость не только самому снимающему. Ею он может поделиться с другими людьми, даря сделанные на природе снимки. В газетной или журнальной статье о жизни природы фотографии просто необходимы, ведь они дают представление об ощущениях и чувствах пишущего, вдохновленного красотой какого-то лесного уголка, водоема, полянки, птицы, насекомого и т.д.

Но чтобы сделать удачный кадр, надо пройти и проехать порой десятки километров, потратить целые дни на поиски самого объекта съемки, что предполагает обязательные и долгие пешие странствия, борьбу с гнусом, сыростью и холодом, топями, лесными завалами и многим другим. Нередко выпадает не очень уютная ночевка на берегу протоки или в таежных дебрях.

Те, кто посвятил себя профессиональной съемке природы, всегда оказываются в лучшем положении: у них и фотоаппаратура, особенно объективы с латинской буквой L, т.е. высококачественные, гарантирующие и превосходные снимки, которые обязательно будут опубликованы с соответствующим денежным вознаграждением. Снимают профессионалы в гораздо более благоприятных условиях — в заповедниках, заказниках, в дикой нетронутой природе. Фотограф-любитель работает поблизости от дома, в условиях деградированной природы, поэтому в итоге и рассчитывает не на публикации, а в основном на ... свой домашний фотоальбом (с приобретением компьютера и цифровой камеры этот фотоальбом у меня переместился на жесткий диск ПК). Время для съемки он урывает за счет своей основной работы. Деньги на покупку новых фотоаппаратов, оптики и принадлежностей к ним тратит из своего кармана, ущемляя семью, близких. Ему самому нередко приходиться сидеть буквально на воде и хлебе, чтобы осуществить свою заветную мечту и купить дорогую импортную вещь, которая одна и способна расширить его творческие возможности.

... Но если хотя бы один-два читателя с любовью отложат вырезки моих статей с моими же снимками, то буду вполне удовлетворен. Значит, не зря потеряны время, средства, не зря нажиты мозоли на ногах и не сходят царапины и ушибы на теле. 

В чье-то сердце влилась Красота Природы!...

***

Эти строки были написаны до того, как я приобрел в 2003 году современную цифровую зеркальную фотокамеру «Canon EOS 300 D». И с нею не расставался в моих лесных путешествиях более пяти лет! На жестком диске моего ПК хранятся тысячи цветных фотографий природы Юганского Междуречья, Урала, Кавказа и др.

Потом, увы, японская камера…поломалась. Пришлось купить новую- «Canon EOS 1000 D»: она прослужила лет шесть. Сегодня на смену ей пришла «Canon EOS 100 D», самая маленькая зеркалка в мире, очень легкая и удобная в моих лесных путешествиях! К ней я уже приобрел прекрасный штатный зум-объектив «Canon EF-S 17-55 f 2,8 IS USM» и два сменных объектива: «Canon EF-S f 2,8 60 mm Macro USM» и «Canon EF-S 55-250 mm f 4,5-5.6 IS STM». Конечно, на эти дорогие покупки у меня ушло более года (копил свои кровные пенсионные!).

Увы, часть новой техники года два назад я "утопил" в верховом болоте вблизи протоки Сырой Аган, провлитвшись по грудь в тракторную коллею.С Божьей помощью спасся, но камеру и телеобъектив сушил с неделю, а потом сам же чистил и матрицу фотоаппарата Canon 77, купив соответствующий набор в магазине DNS. И дорогая техника эта служит мне до сих пор,( В конце текущего года в интернет-магазинах она подорожала ...вдвое).

Вл.Назаров

Нефтеюганск

30 октября 2022 года