Найти в Дзене

Василий Шукшин. Эволюция героя. ч. 6

Продолжение. Начало тут От этого эпизода в фильме практически ничего не осталось, потому и выглядит он, как и эпизод с воровской "малиной", который тоже пришлось из-за, мягко говоря, "заболевшей" Татьяны Гавриловой искромсать, еще более чужеродным, чем эта самая "малина". Сменил наш "Стенька Разин "атаманскую" красную рубаху, кожанку и кирзачи на модный прикид. Теперь он весь в "замше", твидовом пиджаке и галстуке моднейшей расцветки. "КрасавЕц" одним словом. Такому "красавцУ" почему бы и не шаркнуть по душе и не сделать забег в ширину в каком-нибудь маленьком "бордельеро". Тем более, что пачка в сто листов из лагерного общака жжет ему ляжку, и пачку эту давно пора "взлохматить". Дело осталось только за "персидской княжной" А "персидскую княжну" должен был найти официант местного ресторана Михалыч. Он же и организовать это самое бордельеро или, как он сам выразился, небольшой пикничок. И вот уже нарядившись в потертый в некоторых местах домашний халат, который Михалыч одолжил у мест

Продолжение. Начало тут

Василий Шукшин. Эволюция героя. ч.1
Старое кино от Хозяина тайги19 октября 2022
Василий Шукшин. Эволюция героя. ч.2
Старое кино от Хозяина тайги24 октября 2022
Василий Шукшин. Эволюция героя. ч.3
Старое кино от Хозяина тайги25 октября 2022
Василий Шукшин. Эволюция героя. ч.4
Старое кино от Хозяина тайги26 октября 2022
Василий Шукшин. Эволюция героя. ч. 5
Старое кино от Хозяина тайги28 октября 2022

От этого эпизода в фильме практически ничего не осталось, потому и выглядит он, как и эпизод с воровской "малиной", который тоже пришлось из-за, мягко говоря, "заболевшей" Татьяны Гавриловой искромсать, еще более чужеродным, чем эта самая "малина".

Сменил наш "Стенька Разин "атаманскую" красную рубаху, кожанку и кирзачи на модный прикид. Теперь он весь в "замше", твидовом пиджаке и галстуке моднейшей расцветки. "КрасавЕц" одним словом. Такому "красавцУ" почему бы и не шаркнуть по душе и не сделать забег в ширину в каком-нибудь маленьком "бордельеро". Тем более, что пачка в сто листов из лагерного общака жжет ему ляжку, и пачку эту давно пора "взлохматить". Дело осталось только за "персидской княжной"

А "персидскую княжну" должен был найти официант местного ресторана Михалыч. Он же и организовать это самое бордельеро или, как он сам выразился, небольшой пикничок. И вот уже нарядившись в потертый в некоторых местах домашний халат, который Михалыч одолжил у местного бывшего артиста, встряхнувшись, зачесав челку и склонив голову набок, только усиков не хватает для полного образа "фюрера", Егор стремительно врывается в этот самое бордельеро. И где там моя "княжна" для "забега в ширину"?

-2

Но такой не оказалось. А где их найти в глухом райцентре Вологодской области. Которые помоложе замужем, только вот таких и подыскал для "бордельеро" по заданию Егора Михалыч. Прямо "девочки с персиками".

-3

А дальше должна была идти одна из ключевых сцен фильма, где Егор начинает изливать, все, что у него накопилось на душе, этим самым "девочкам с персиками" и сопровождающим их довольно потертым мужичкам.

Братья и сестры, — проникновенно сказал он, — у меня только что от нежности содрогнулась душа. Я понимаю, вам до фени мои красивые слова, но дайте все же я их скажу. Вот вы все меня приняли за дурака — взял триста рублей и ни за что выбросил. Но если я сегодня люблю всех подряд! Я сегодня нежный, как самая последняя… как корова, когда она отелится. Пусть пикничка не вышло — не надо! Даже лучше. Но поймите, что я не глупый, не дурак. И если кто подумает, что мне можно наступить на мозоль, потому что я нежный, — я тем не менее не позволю.
Люди!.. Давайте любить друг друга! — Егор почти закричал это. И сильно стукнул себя в грудь. — Ну чего мы шуршим, как пауки в банке? Ведь вы же знаете, как легко помирают?! Я не понимаю вас… — Егор прошелся по-за столом. — Не понимаю! Отказываюсь понимать! И себя тоже не понимаю, потому что каждую ночь вижу во сне ларьки и чемоданы. Все! Идите, воруйте сами… Я сяду на пенек и буду сидеть тридцать лет и три года. Я шучу. Мне жалко вас. И себя тоже жалко. Но если меня кто-нибудь другой пожалеет или сдуру полюбит, я… не знаю, мне будет тяжело и грустно. Мне хорошо, даже сердце болит — но страшно. Мне страшно! Вот штука-то…

И толканув исповедальную речь Егор начал спаивать всех этих, собравшихся на халяву выпить и поразвратничать. Сначала напоил шампанским, а потом заставил каждого выпить по полстакана коньяку. И устроил хор рецидивистов, освобождающихся из колонии, и поющих "Вечерний звон". Но теперь солировал сам Егор, а группу "Бом-бом" составили "девочки с персиками" и их мужички.

Но не потянули они припев, вышел разнобой, и Егор расстроился. Не вышел опять праздник для его воровской души простого русского крестьянина. В этом городе все, как пауки в банке. Что на воровской "малине", что в "бордельеро". Пора в деревню, к Любе, к березкам.

Вот таким должен был быть этот эпизод "бордельеро", где Егор в пустоту, как и в сцене на "малине", изливает свою душу. Не принимает "Стеньку" прогнивший насквозь бандитами и развратом город. Но ничего этого в фильм не вошло. Порезали и "малину", и "бордельеро". А то фильм стал бы двухсерийным.

А что же там осталось? А остался эпизод с матерью Егора, сатирическая сцена с прокуроршей и трагический финал.

Сцена с прокуроршей в киноповести не было. На мой взгляд, Василий Макарович вставил ее, чтобы в очередной раз пройтись сатирой по властям, так сказать вилы в бок органам правоохраны, к которым у него счет за безвинно репрессированного отца. Правда, в своем издевательстве он не пошел до конца. Мог ведь представить прокурора, который отправился на пасеку за халявным медком, в виде какого-нибудь замшелого пенька, неприятного вида. Но смягчил Макарыч свой гнев. Прокуроршу играет вполне себе еще секси Жанна Прохоренко.

-4

И не поддается она на подковырки и пошлые намеки вора-рецидивиста, который и так, и этак пытается ее подкусить. Она и не таких в своей жизни сажала в тюрьму. И ничего не остается Егору, как с достоинством ретироваться.

А дальше идут два эпизода, которые и составляют сердцевину фильма. Все предыдущее не совсем обязательный антураж. Именно они и обеспечили фантастический успех фильма у советского зрителя, не избалованного убойно-слезоточивой отечественной мелодрамой в стиле столь популярного у нас индийского кино.

Все сделано по индийским рецептам — давно потерявшийся ребенок, выросший и ставший закоренелым преступником, наконец-то находит простую сельскую девушку, которая с первого взглада. да еще и по переписке полюбила его. А преступник отвечает на ее чувство и сразу становится на путь исправления. И тут же неподалеку находится мать этого преступника, которая много лет ничего не знает о своем потерявшемся ребенке. В результате преступник становится честным человеком, женится на простой девушке и они забирают к себе мать-старушку. Все поют и танцуют.

Но такой финал может быть только в индийском кино. Там тепло, там яблоки, а у нас суровая Вологодчина, у нас, в советском кино, не может быть счастливого финала. У нас же зрителя надо вогнать в воспитательных целях в жуткий катарсис, чтобы даже суровые мужчины рыдали наравне с женщинами над несчастной судьбой несусветного вора с семью судимостями, которому вот эти оперетточные бывшие дружки-бандиты не дали выйти в стахановцы-трактористы.

-5

На роль матери Шукшин планировал пригласить Веру Марецкую. Но она отказалась. До этого она уже играла подобную роль забытой сыном старухи-матери в телефильме "Ночной звонок", который вышел на экраны в 1970 г. Да и тяжелая болезнь, развившаяся у нее, тоже сыграла свою роль в отказе. Об этом фильме мы писали здесь.

Старушке матери надо было умереть, чтобы сын вспомнил о ней. Последняя роль Веры Марецкой в кино.
Старое кино от Хозяина тайги8 августа 2020

Собирались снимать Марецкую в интерьере избы одинокой бабушки Ефимьи Ефимьевны Быстровой. И в итоге вместо Марецкой сняли почти документальный репортаж, где Ефимия Быстрова рассказывает свою жизнь.

-6

А через два года после съемок оператор фильма Анатолий Заболоцкий посетил село, где они снимали эпизод с бабушкой Быстровой. И один из местных жителей пояснил, что

- Ефимья-то, что матерью Шукшину была, прошлой зимой замерзла на печке. Померла. Вот избушка одна и осталась.
Я обошел её вместе с дедом, между стекол в окне боком лежал выгоревший портрет Шукшина с корочки «Советского экрана».
- Тут все деньги искали, вроде Шукшин ей денег оставил много. Так все обои перешерстили, все поизорвали.

А дальше идет финал. В течение одной недели с момента выхода из колонии, а именно столько хронологически длится действие по сюжету, вор-рецидивист по кличке "Горе" переквалифицируется в сельского тракториста-стахановца. И за рычагами трактора иногда вспоминает свое тюремное житье бытье, как пел есенинское "Письмо матери" один зэк из лагерной самодеятельности.

-7

И опять безошибочный ход. Ну, кто же не знает это жалистное стихотворение, да еще в таком жалистном зэковском исполнении. Это же Россия, где почти у каждого или сидят, или отсидели, или готовятся сесть. Где жалеют пьяниц, дураков, погорельцев, брошенных, непутёвых мужиков, каторжан, ссыльнопоселенцев и даже "птичку."

А потом тракторист-стахановец Егор Прокудин, уже не "Горе", а Егорушка, как зовет его Люба, пойдет тяжелой походкой рабочей навстречу врагам, засунув в карман ватника тяжелый гаечный ключ. И погибнет от бандитской пули. Хотя совсем и необязательной была эта смерть, ведь обещал же он Шурику поднять на Губошлепа и его банду всю деревню в вилы, если они еще раз сюда заявятся. Так надо было и сделать.

Но зрителю надо дать по башке, " в слезы мужиков вгоняя", убить главного героя и объяснить потом, что в жизни за все надо расплачиваться. Правда, для равновесия Шукшин убивает и бандитов. Они тоже за все расплатились. Но теперь придется расплачиваться брату Любы Петру. За умышленное убийство двух и более человек ему грозит вплоть до расстрела. Ну, если только адвокат хороший попадется можно на ДТП перейти, а там всего десятка. В общем, кругом сплошная расплата, и за плохое, и за хорошее. Замкнутый круг. Вот как все Шукшин закольцевал.

В целом же, если присмотреться, фильм очень неровный. Какая-то опереточная "малина" с такими же "бандитами", недоделанное "бордельеро", ни к селу, ни к городу "прокурорша", глупая гибель от бандитской пули. Если уж надо было, чтобы Егор погиб, так героически, например, спасая совхозное добро во время какого-нибудь пожара. Вот это было бы по-советски.

Хотя, если следовать логике характера вора-рецидивиста с семью судимостями, трактористом он недолго бы протянул. Как волка вора не корми, а рано или поздно свой ларек он подломит. Но Шукшина была задача еще и дидактическая

Мною владела мысль о тех, кто уже свернул с дороги. В конце концов, это люди взрослые, захотят – найдут средство вернуться к жизни. Моя озабоченность и тревога – о юных душах, о тех, кто может оказаться на опасном пути. Перед нами человек умный, от природы добрый и даже, если хотите, талантливый. Когда в его юной жизни случилась первая серьёзная трудность, он свернул с дороги, чтобы, пусть даже бессознательно, обойти эту трудность. Так начался путь компромисса с совестью, предательства – предательства матери, общества, самого себя. Жизнь искривилась, потекла по законам ложным, неестественным…

А в итоге полная безысходность. Захотел человек встать на путь исправления, а прошлое в него пулю посылает.

Так в чем же основа такого оглушительного успеха фильма у зрителя? А перед нами идеальная жестокая мелодрама, переходящая в трагедию, при этом разбавленная элементами едкой сатиры и доброго юмора. Одно уравновешивает другое. Да, торчат там отрывки из обрывков того, что пришлось сократить, но жалко их было Шукшину полностью выбрасывать.

А самый главный залог успеха — это сам Василий Макарович Шукшин. Никто другой не смог пройти по этой жердочке над пропастью неоднозначного сюжета, чтобы не свалиться в пошлость, когда вместо слез катарсиса зрители неприлично бы смеялись в самых "слезоточивых" местах. Абсолютная правда жизни и узнаваемость героя, сыгранная, что называется на разрыв, после которой умри, а лучше не сыграешь.

И это был его пик. Как актера, как режиссера. Он сыграл своего "Стеньку Разина", который погибает от рук бывших соратников. Шукшин еще надеялся после "Калины красной" снять "Степана Разина". И вроде бы уже получил поддержку Бондарчука, взамен на согласие сняться в роли Лопахина в "Они защищали Родину". И снялся в этой роли и уже должен был возвращаться в Москву. чтобы приступать к съемкам "Разина". Но за два дня до отъезда в Москву умер.

А скорее всего и в этот раз у него ничего бы не получилось с "Разиным". Во-первых, для такого масштабного фильма требовались большие деньги. А для этого нужна была особая господдержка, как у Бондарчука на "Войне и мире". А во вторых, какой-то уж "неоднозначный" был шукшинский атаман. Не очень похож на борца за народное счастье с проклятым царизмом. Вор, разбойник, грабитель с одной стороны. Лютый ненавистник бояр с другой, при этом никаких претензий к царю. Царь хороший.

А власть она хоть царская, хоть советская, а вся от Бога. И бояре, что царские , что советские всегда опора власти. И как же советские бояре могли допустить намеки на то, что царь может быть хорошим, а бояре плохие. Никак. Вот и шла игра между "боярами" и Шукшиным - кто кого перехитрит до самой смерти Василия Макаровича.

Вот такая эволюция шукшинского героя, чистого, неиспорченного городской жизнью русского крестьянина. От "Пирамидона" Пашки Колокольникова, веселого и безобидного балбеса, через вольнолюбивого, но уже загремевшего на свой первый срок Степки Воеводина к вору-рецидивисту Егору Прокудину, который так и не смог вернуться к своим деревенским истокам, настиг его проклятый город смертельным выстрелом. А над всеми ними Степан Разин с его ненавистью к властям, боярам, мечтой дать крестьянам волю и зажить всей страной вольной казачьей жизнью.

Осталось еще немного добавить про самого Василия Макаровича, про его якобы "антисемитизм", про друзей и врагов. Но это уже будет отдельная статья.

Василий Макарович - его друзья и враги. ч.1
Старое кино от Хозяина тайги5 ноября 2022

Пишите комментарии. Ставьте лайки. Подписывайтесь на наш канал.