Куда можно отправиться с семьей в выходные? В театр, музей, кафе, парк, аттракционы… А в еще в начале 20 века во Франции обычным делом было пойти в морг смотреть на покойников. В Париже специфической популярностью пользовался морг, который находился на набережной Аршевеше, сразу за Нотр-Дамом. Тысячи посетителей с ужасом и любопытством осматривали выставленные там неопознанные трупы, большинство из которых были выловлены из Сены. Вообще всех желающих пускали в морг с благой целью – помочь опознать неизвестных. Но большинство приходило из праздного любопытства. Благодаря любителям этого сомнительного развлечения появилась очередная городская легенда – «неизвестная (незнакомка) из Сены».
Считается, что «незнакомка из Сены» - самоубийца. Когда именно было обнаружено тело неизвестной девушки, на теле которой не было никаких следов насилия, точно не известно. Впервые она упоминается в новелле Ричарда ле Гальенна, написанной в 1898 году и опубликованной в 1900 году. Но многие считают, что слепок был сделан гораздо раньше. Кто его сделал, тоже точно неизвестно. Один патологоанатом был якобы настолько очарован красотой девушки, что немедленно снял гипсовый слепок ее лица. В этом не было ничего необычного, потому что лица умерших быстро деформировались. С помощью слепков пытались установить личности тех, кого не смогли опознать сразу. Однако посмертная маска вызвала неожиданный интерес и даже ажиотаж. С нее стали делать многочисленные копии, а также фотографии. Многих впечатлила загадочная улыбка «утонувшей Моны Лизы», как ее много позже назвал известный литератор Альбер Камю. Более того, люди стали покупать эти копии и держать дома как статуэтки, вешали на стены, словно картины. Странная мода из Франции перекочевала в Германию, и неизвестная девушка стала на время практически культовым персонажем. Особенно много этих масок выпускала мастерская Лоренци на улице Расин, 19. Она, между прочим, сотрудничала с Роденом, но маска утопленницы была востребованнее, чем копии работ прославленного скульптора. О ней слагали песни, упоминали в романах. Владимир Набоков даже посвятил ей стихотворение (L'Inconnue de la Seine). Культ улыбающейся утопленницы просуществовал до 1940-х.
Однако с годами легенду стали все чаще ставить под сомнение. Многих смущает подозрительная сохранность лица, ведь утопленники обычно выглядят, прямо скажем, пугающе. Мишель Лоренци, потомок владельца той самой мастерской, считает, что девушка была профессиональной натурщицей. Аналогичного мнения придерживается Клэр Форестье - потомок владельцев лавки, где был продан первый слепок. Есть и другая популярная версия. Художник Жюль Лефевр в своих мемуарах упомянул, что примерно в 1875 году он снял гипсовый слепок с лица своей натурщицы, умершей то ли от туберкулеза, то ли от отравления опиумом. Исследовательница Элизабет Бронфен в своей книге «Только о ее трупе. Смерть, женственность и эстетика» утверждает, что это работа гамбургского гипсового фабриканта, который увековечил красивое лицо своей на тот момент вполне живой дочери и запустил легенду.
Примечательно, что лицо «незнакомки» можно увидеть у «Реанимационной Анны» - манекене, который используется на курсах оказания первой помощи с 1960 года. По иронии судьбы множество людей, глядя на лицо прекрасной покойницы, учатся спасать от смерти живых.
#история #19век #культура #картина #живопись #искусство