Найти тему
Николай Бобылев

Про полёвок, заповедник и ...техногенную пустыню!

Про полёвок, заповедник и ...техногенную пустыню!

Друзья!

На Урале и в Среднем Приобье зимой на лесных опушках, по берегам обских проток часто вижу мелкие следы и маленькие норки-отдушины в глубоком снегу, сделанные полёвками. А когда по весне снег растает, то на влажной земле остаются затейливые  ходы грызунов и возле них перемолотые в труху остатки съеденной травы.

Из Википедии

"Зверёк небольших размеров; длина тела изменчива, 9—14 см. Масса обычно не превышает 45 г. Хвост составляет 30—40 % от длины тела — до 49 мм. Окраска меха на спине может варьировать от светло-бурой до темноватой серо-бурой иногда с примесью коричнево-ржавых тонов. Брюшко обычно светлее: грязно-серое, иногда с желтовато-охристым налётом. Хвост либо одноцветный, либо слабо двухцветный. Наиболее светло окрашены полёвки из средней полосы России. В кариотипе 46 хромосом.

Распространена в биоценозах и агроценозах лесной, лесостепной и степной зон материковой Европы от Атлантического побережья на западе до Монгольского Алтая на востоке. На севере граница ареала проходит по побережью Балтийского моря, южной Финляндии, южной Карелии, Среднему Уралу и Западной Сибири; на юге — по Балканам, побережью Чёрного моря, Крыму и северу Малой Азии. Водится также на Кавказе и в Закавказье, в Северном Казахстане, на юго-востоке Средней Азии, на территории Монголии. Встречается на Корейских островах.

На своём обширном ареале полёвка тяготеет преимущественно к полевым и луговым ценозам, а также к сельскохозяйственным землям, огородам, садам, паркам. Сплошных лесных массивов избегает, хотя и встречается на вырубках, полянах и опушках, в редколесьях, в приречных зарослях кустарников, лесополосах. Отдает предпочтение местам с хорошо развитым травяным покровом. В южной части своего ареала тяготеет к более влажным биотопам: пойменным лугам, балкам, речным долинам, хотя встречается и на сухих остепнённых участках, на закреплённых песках за пределами пустынь. В горах поднимается до субальпийских и альпийских лугов на высоте 1800-3000 м над уровнем моря. Избегает территорий, подверженных интенсивной антропогенной нагрузке и трансформации.

В тёплое время активна в основном в сумерках и ночью, зимой активность круглосуточная, но прерывистая. Живёт семейными поселениями, как правило, состоящими из 1—5 родственных самок и их потомства 3—4 поколений. Участки взрослых самцов занимают 1200—1500 м? и охватывают участки нескольких самок. В своих поселениях полёвки роют сложную систему нор и протаптывают сеть тропинок, которые зимой превращаются в подснежные ходы. Зверьки редко покидают тропинки, которые позволяют им быстрее передвигаться и легче ориентироваться. Глубина нор невелика, всего 20—30 см. Зверьки защищают свою территорию от пришлых особей своего и других видов полёвок (вплоть до убийства). В периоды высокой численности на полях зерновых и в других кормовых местах часто образуются колонии из нескольких семей.

Обыкновенную полёвку отличает территориальный консерватизм, но при необходимости во время уборки урожая и вспашки полей она может переселяться в другие биотопы, в том числе в скирды, стога, в овоще- и зернохранилища, иногда в жилые постройки человека. Зимой делает под снегом гнёзда, сплетённые из сухой травы.

Полёвка — типично травоядный грызун, в рацион которого входит широкий набор кормов. Характерна сезонная смена рациона. В тёплое время года отдаёт предпочтение зелёным частям злаков, сложноцветных и бобовых; изредка ест моллюсков, насекомых и их личинок. Зимой обгладывает кору кустарников и деревьев, в том числе ягодных и плодовых; поедает семена и подземные части растений. Делает пищевые запасы, достигающие 3 кг.

Размножается обыкновенная полевка в течение всего тёплого времени года — с марта—апреля по сентябрь—ноябрь. Зимой обычно наступает пауза, но в закрытых местах (стога, скирды, хозяйственные постройки) при наличии достаточного количества корма может продолжать размножаться. За один репродуктивный сезон самка может принести 2—4 выводка, максимум в средней полосе — 7, на юге ареала — до 10. Беременность длится 16—24 дня. В помёте в среднем 5 детёнышей, хотя их число может достигать 15; детёныши весят 1—3,1 г. Молодые полёвки становятся самостоятельными на 20 день жизни. Начинают размножаться на 2 месяце жизни. Иногда молодые самки беременеют уже на 13 день жизни и приносят первый выводок в 33 дня.

Средняя продолжительность жизни всего 4,5 месяца; к октябрю большинство полёвок умирает, молодые последних помётов зимуют и весной вступают в размножение. Полёвки являются одним из основных источников пищи для множества хищников — сов, пустельги, ласки, горностая, хорьков, лисиц, питаться полёвкой могут и кабаны.

Является одним из наиболее серьёзных вредителей сельского хозяйства, огородничества и садоводства, особенно в годы массового размножения. Вредит зерновым и прочим культурам на корню и в скирдах, обгрызает кору плодовых деревьев и кустарников. Является основным природным носителем возбудителей чумы в Закавказье, а также возбудителей туляремии, лептоспироза, сальмонеллёзов, токсоплазмоза и других опасных для человека заболеваний".https://ru.wikipedia.org/wiki/

...Недавно в СМИ прочёл про  осеннее нашествие лис в Кировграде, Свердловской области. Пишет одна из читательниц : "Это было в конце сентября, — рассказывает Эльвира. — Мы живём на Мира, 1, в пятиэтажном доме. За домом лесок, там мы гуляем обычно с собачкой. Это было днём: лиса пробежала из лесочка к гаражам (дорога из колонии примыкает к началу Сулёмской дороги), от гаражей — в лесок и оттуда на дорогу по Сулёмской. Обратили внимание, так как хвост был необычно пушист, а вот выглядела она не очень, худая и то ли облезлая, то ли мокрая, но очень шустрая. Я любитель за грибами ходить, и вот нынче возле горки  Острой была и видела норы (по телевизору часто смотрю передачи про дикую природу и животных), а когда пришла из леса и мужу сказала, что видела норы лисьи, он посмеялся. Может и правда, это лисьи норки были?..».

...Други!

Сулёмская дорога ведёт прямиком в Висимский заповедник,где природа ещё жива и полёвок много! Некоторые лисы про это, видимо, знают! А незнающие  кумушки кормятся у мусорных баков, городским отходами...

Больше кушать-то нечего: вокруг Кировграда- техногенная пустыня! (см.файл ниже).

Вл.Назаров

**************

1.ИССЛЕДОВАТЬ КОМПЛЕКСНО

...Студентка биофака из Томского государственного университета Марина Малькова провела нынче преддипломную практику вдалеке от родных мест, в Висимском заповеднике. Ей по душе пришлась суровая и прекрасная природа нашего таёжного Урала.

Здесь всё интересно и необычно для новичка. А Марина делает первые, не очень еще уверенные шаги в науке биологии, вовсе не сухой и скучной, как думают некоторые. На самом деле тайн, загадок, проблем нерешённых — на век хватит!

На изумрудном склоне Малого Сутука стоит простая бревенчатая избушка, две брезентовые палатки, чуть в стороне — лёгкая будка препараторской. В сенях избушки — склянки, ящики с приборами, решётчатые клетки-ловушки... Хозяева здесь— младший научный сотрудник Института экологии растений и животных Уральского научного центра АН СССР Константин Иванович Бердюгин, лаборант Вадим Федоров и она, Марина, будущий учёный-биолог. Да вот ещё один безотказный помощник жил с ними летом, десятилетний Максим (сын Бердюгина), четвероклассник свердловской средней школы № 137.

Мальчишка взахлёб рассказывал мне о своем чудесном житье-бытье под пологом заповедного леса, о ежедневных походах с Мариной к особой площадке, где на полутора гектарах среди травы и каменных россыпей в определённом порядке расставлены 150 клеток-ловушек. Каждую пойманную лесную или серую мышь-полёвку  нужно взвесить, пометить специальной меткой. На разных направлениях исследователи оставили красители. Но цвету краски на шёрстке и лапках зверька просто выяснить, откуда он пожаловал.

Для маленького Максима все это, конечно, пока развлечение. Марина же собрала  богатый материал   для дипломного проекта.Руководитель её практики Константин Иванович Бердюгин, и она вместе с ним занимаются важной для заповедника проблемой. Константин Иванович специализируется на изучении грызунов уже более десяти лет, опубликовал по своей теме немало научных статей. В заповеднике эта программа исследований только начинается, рассчитана она на пять лет. У непосвящённых, может быть, и вызовет удивление объект изучения. И совершенно напрасно: от маленькой полёвки в природе многое зависит.

Тема, о которой шла речь, одна из многих, требующих сегодня разработки учёными, сотрудниками Висимского заповедника, который служит им природной лабораторией. За последние годы на основе проведённых здесь исследований вышло в свет шесть тематических сборников, подготовлены почти две сотни научных публикаций, защищено около десяти диссертаций. Хорошие примеры, но всё же был в этой важной деятельности затяжной спад.

— Сегодня мы стараемся поправить положение, — рассказал мне заместитель директора по научной работе Висимского государственного заповедника Ю. Ф. Марин, — очень важно для нас наладить тесные контакты с сотрудниками Института экологии растений и животных УНЦ АН СССР. Конечно, и самим нужно активнее заняться исследованиями...

Научный штат заповедника пока весьма невелик: всего пять специалистов, среди них два старших научных сотрудника: зоолог-териолог А. Г. Маланин и ботаник Л. В. Марина, кандидат биологических наук. После десятилетнего перерыва возобновил работу в заповеднике лесовед В. М. Горячев из Института экологии, занимается исследованиями сотрудник Уральского университета В. П. Куликов.

Есть успехи, есть удачи, есть конкретные дела, но всё-таки

проводимой в Висимском заповеднике научной работе пока н« хватает строгой системности и комплексности. До сих пор изученность заповедной природы здесь неравномерна. Необходимо, например, изучить её водный баланс. Сегодня особенно важно, ведь Висим оказывается частично в зоне затопления будущего Сулёмского водохранилища. Ясно, что это очень сильно повлияет на заповедник. Сегодня насущно необходимы комплексные исследования. Провести их могут только люди компетентные. В штате же заповедника таких специалистов, как гидролог, гидробиолог, ихтиолог, гидрохимик, к сожалению, нет. Да и лаборантов тоже не хватает. Такие вот острые проблемы ждут решения.

В последнее время многое сделано для пополнения Летописи природы. В год выходят два объёмных тома с фактическим материалом. Увлечены этой работой научные сотрудники заповедника С. Г. Ливанов, Р. 3. Сибгатуллин, Л. Н. Магданова. Нет нужды объяснять, что собранный ими материал важно обобщить, проанализировать, ведь только тогда он принесет пользу. .

«Настало время, когда наши заповедники, как научные учреждения, должны занять чётко определённое место в решении насущных задач и проблем важнейшего народнохозяйственного значения, какими являются планирование среды обитания и рационального использования природных ресурсов...». Эта, выдержка взята мной из книги А. М. Краснитского «Проблемы заповедного дела» (Издательство «Лесная промышленность», 1983).

Итак, время требует поставить научную работу на новый, более высокий уровень. Думаю, уральским учёным, в том числе и молодым сотрудникам Висимского заповедника, это по плечу.

В. НАЗАРОВ, 

общественный инспектор по охране Висимского государственного заповедника.

Газета "На смену!"

1984 год