Найти тему
dvnovosti.ru

Театр взамен флота - как в Хабаровском крае ВМФ развивали

Отсель грозить мы будем...

Решение о создании в поселке Заветы Ильича Советско-Гаванской военно-морской базы, как главного места базирования новосозданной Северо-Тихоокеанской военной флотилии, приняли в августе 1939 года. Тогда это была пограничная территория - на другом берегу Татарского пролива располагалась японская часть Сахалина.

Во время последовавшей вскоре войны флотилия участвовала в боевых действиях недолго - обеспечивая в 1945 году высадку десанта на Южный Сахалин. А наиболее тяжелые потери за время всей Второй мировой войны понесла не в морских боях, а на вспомогательной стоянке в Николаевске-на-Амуре. Рано утром 18 июля 1942 года там взорвались торпеды на подлодке Щ-138, которая мгновенно ушла на дно. Стоявшая рядом Щ-118 получила пробоины и также затонула. Погибли 43 человека.

Свидетели рассказали следствию, что было два взрыва один за другим, причем первый слабый, второй очень сильный. Никакие работы, в том числе с торпедами, в момент ЧП не проводились, весь личный состав завтракал либо спал.

В дальнейшем следствие пришло к выводу, что взорвавшиеся запасные торпеды, лежавшие на стеллаже, были кем-то приведены в боевое состояние, то есть сняты с предохранителей. Это стало ясно после эксперимента - торпеду, не снятую с предохранителя, пытались подорвать зарядом динамита, но она не сдетонировала. А когда предохранитель сняли - все получилось.

   Щ-138 и Щ-118 после взрыва.
Щ-138 и Щ-118 после взрыва.

В итоге решили, что это была диверсия, вероятнее всего, подрыв взрывчатки, подложенной к торпедам. В преступной халатности, повлекшей тяжелые последствия, обвинили погибшего командира Щ-138 капитан-лейтенанта Гидульянова и комиссара лодки Коротеева, который выжил, поскольку ночевал в городе. Он был отдан под суд военного трибунала, однако данных о приговоре нет. Есть сведения, что после взрыва покончил с собой помощник командира Щ-138 лейтенант Егоров, которого на момент ЧП на лодке тоже не было.

Был ли выявлен непосредственный исполнитель, из доступных источников непонятно.

Внезапно

После Второй мировой войны залив Советская Гавань утратил стратегическое значение, поскольку Южный Сахалин у японцев отобрали, и база оказалась в глубоком тылу. Северо-Тихоокеанская военная флотилия, состоящая из подводных лодок, тральщиков, сторожевых кораблей и прочей мелочи, как казалось многим, стала не нужна, и ее предлагали увести во Владивосток. Однако товарищ Сталин внезапно рассудил по-другому.

   После Второй мировой войны залив Советская Гавань оказался в глубоком тылу.
После Второй мировой войны залив Советская Гавань оказался в глубоком тылу.

В 1946 году он принял решение разделить Балтийский и Тихоокеанский флоты на две части каждый. В чем был замысел - моряки спорят до сих пор. С точки зрения оперативного искусства, подобное деление, особенно на Балтике, не выдерживало критики. Адмирал Николай Кузнецов, тогдашний нарком ВМФ, вспоминал, что Сталин сообщил ему о своей внезапной идее по телефону. Адмирал ответил, что идея плохая. Сталин остался такой позицией недоволен и при личной встрече с Кузнецовым эмоций не жалел.

- Когда, войдя, я встретился с ним взглядом, уже не оставалось сомнения — быть грозе. Сталин начал ругать меня, а я не выдержал и ответил, что, если я не подхожу, прошу меня убрать. Сталин ответил: «Когда нужно, уберем», и это явилось сигналом для подготовки расправы со мной. Правда, снят я был почти год спустя, - вспоминал адмирал Николай Кузнецов.

В итоге разделение все же было продавлено, и вместо одного Тихоокеанского флота появилось два «номерных». 5-й флот остался во Владивостоке. Главной базой 7-го флота в 1947 году стали Заветы Ильича, туда начали перебрасывать новые корабли, строить причалы, казармы, аэродромы и склады.

   Аэродром морской авиации Май-Гатка.
Аэродром морской авиации Май-Гатка.

Немедленно выяснилось, что решение было ошибочным. Бухты в заливе Советская Гавань зимой покрывались крепким льдом, ледоколов на большое количество скопившихся здесь боевых кораблей стало не хватать. Пришлось принять соломоново решение: наиболее хрупкие боевые единицы, например, подводные лодки и сторожевые корабли на зиму уводили в Приморье, на базу близ села Веселый Яр в заливе Владимир. В итоге жены с детьми мучались ежегодно по три-четыре зимних месяца без мужей в гарнизоне, а те, в свою очередь, маялись в приморских дебрях от скуки и плохого снабжения.

Театр какой-то

Сразу после смерти Сталина в 1953 году руководство ВМФ с облегчением вернулось к традиционному управлению: большой Тихоокеанский флот во Владивостоке, скромная Северная Тихоокеанская флотилия в Заветах Ильича.

Но, видимо, в компенсацию за то, что из Заветов вывели основные силы флота и лишили гарнизон звания главной базы, военное руководство сразу же приняло очередное загадочное решение. Из Владивостока взамен туда перебросили один из самых известных городских театров - драматический театр Тихоокеанского флота.

Логика этого обмена теряется где-то в недрах истории, однако последствия были печальны. Старые актеры постепенно уходили, а новых не появлялось - театральная молодежь категорически отказывалась ехать в какое-то непонятное захолустье со странным названием и ставить спектакли на микроскопической сцене гарнизонного ДК.

В итоге к началу 1990-х в театре в Заветах Ильича осталось два человека - директор и главный режиссер. Весной 1995 года они с шестью контейнерами реквизита вернулись во Владивосток и воссоздали коллектив с нуля.

   Драматический театр Тихоокеанского флота сейчас снова работает во Владивостоке.
Драматический театр Тихоокеанского флота сейчас снова работает во Владивостоке.

Главное - маневры

Тем временем кремлевское руководство не оставляло попыток сделать залив Советская Гавань и его окрестности второй (ну или хотя бы третьей, после Владивостока и Петропавловска-Камчатского) военно-морской столицей Дальнего Востока.

Совгаванскую военно-морскую базу постоянно достраивали, перестраивали, сокращали, расширяли, реформировали, переименовывали и «нарезали» ей новые задачи вплоть до 1990-х годов. Одно время она даже называлась Сахалинской флотилией, хотя ни один корабль на Сахалин так и не ушел.

Один из капитанов вспоминал, как однажды поступил приказ срочно отправить две подводные лодки по Татарскому проливу к Шантарским островам, походить там и вернуться. Смысла этих странных маневров никто не понял, но приказ был выполнен. Позже выяснилось, что во Владивостоке на совещании командующий флотом внезапно для всех ткнул указкой в карту в районе Шантар и спросил: «А наши подводные лодки там вообще ходят?». «Так точно, ходят», - подтвердили на всякий случай штабные офицеры. И тут же отправили туда две штуки. Больше про Шантары никто никогда не вспоминал, и это был первый и последний такой поход.

   Списанная подлодка Щ-129 (учебно-тренировочная станция-70), вмерзшая в совгаванский лед, 1970-е годы.
Списанная подлодка Щ-129 (учебно-тренировочная станция-70), вмерзшая в совгаванский лед, 1970-е годы.

Никуда не делась и проблема со льдами, вынуждавшая уводить корабли на зиму в Приморье. Юрий Кручинин, в 1960-х годах служивший лейтенантом, рассказывал, как в залив Владимир в феврале прилетела большая комиссия из Заветов Ильича, и перед строем был зачитан приказ о снятии с должности командира СКР (сторожевого корабля), стоявшего здесь на зимовке. Оказалось, причиной стало донесение оперуполномоченного особого отдела. Такие люди были на каждом корабле, их задачей было разоблачать всякую измену и крамолу.

- Он постоянно был среди нас и, конечно, знал наше негативное отношение к зимовке, к обеспечению, к тому, что офицеры долгое время оторваны от семей, нет возможности расслабиться. Иногда звучали злые шутки и анекдоты. И вот как-то после ужина в кают-компании, где висел портрет Карла Маркса, командир, любивший пошутить, сказал ему: «Вот, дед, заварил кашу, а мы расхлебываем». Мы просто посмеялись, но среди нас было «око государево», и в результате через неделю – приказ комфлота, приезд комиссии, снятие командира, - вспоминал Юрий Кручинин.

Отстойник

Начиная примерно с конца 1950-х годов Советская Гавань начала становиться главным «отстойником» Тихоокеанского флота. Сюда стали пригонять на консервацию списанные корабли, и к 1990-м годам берега залива уже были повсеместно заставлены старыми эсминцами, крейсерами, подводными лодками и даже авианосцами.

   Тяжелый авианесущий крейсер «Новороссийск» буксируют по заливу Советская Гавань, 1990-е годы.
Тяжелый авианесущий крейсер «Новороссийск» буксируют по заливу Советская Гавань, 1990-е годы.

Рекордсменом среди этих ветеранов моря стал крейсер «Адмирал Лазарев» постройки 1953 года. Его списали и отвели в Советскую Гавань в 1963-м. Но через десять лет передумали, расконсервировали и забрали во Владивосток. Еще через 15 - снова законсервировали и вернули в отстойник. Ну а уже после развала СССР продали в Индию на металл.

Начиная с середины 1990-х годов гарнизон в Заветах Ильича начал пустеть. Последние боевые корабли ушли отсюда уже в 2010-х, и сейчас здесь - типичная постсоветская разруха (правда, ржавые остовы подводных лодок и прочих судов несколько лет назад с берегов в основном убрали).

При этом район Советской Гавани осваивался военно-морским ведомством так хаотично и «многослойно», что местные жители до сих пор находят в лесах остатки неизвестных сооружений военного вида и даже целые кладбища, указывающие на то, что когда-то здесь были гарнизоны. Но попытки выяснить, что это было и куда делось, как правило, ни к чему не приводят.

Отметим, что очень много пустующих земель на побережье залива до сих пор остается в собственности Минобороны. О запреты на ведение там какой-либо хозяйственной деятельности разбились уже многие бизнес-проекты, но попытки региональных властей как-то решить эту проблему не приводят к значимым результатам.

Напомним, в начале 1980-х годов началось возведение в городе Советская Гавань гигантского судостроительного завода, который должен быть строить атомные авианосцы. К 1991-м была проведена грандиозная подготовительная работа - изменены ландшафт и береговая линия, начато строительство жилых и производственных помещений, однако из-за распада СССР проект сам собой свернулся.

Иван Васильев, новости Хабаровска на DVHAB.ru

Фото: Государственный каталог музейного фонда РФ.