Найти тему

Интеграция клубов из новых регионов РФ в российский футбол необратима

На протяжении последних двух месяцев информация о том, что команды из Севастополя и Крыма уже в следующем сезоне сыграют в российских футбольных лигах, появлялась в пресс-релизах Российского футбольного союза (РФС) и Футбольной национальной лиги (ФНЛ), а так же была озвучена российскими и крымскими футбольными чиновниками. И вот, наконец, о планируемой интеграции доложили президенту России.

В понедельник, 24 октября вице-премьер правительства РФ Дмитрий Чернышенко, отчитываясь перед Владимиром Путиным по курируемым проектам, в число которых входит и спорт, заявил о достигнутой с РФС договоренности: «С Российским футбольным союзом договорились, что интегрируем новые территории в наши регулярные чемпионаты по футболу. Поэтому всё это делается, для того чтобы все регионы чувствовали себя полноправными российскими участниками…» (источник – стенограмма встречи с сайта kremlin.ru).

Глава государства положительно отнесся к озвученной информации, попутно поинтересовавшись у вице-премьера о состоянии спортивной инфраструктуры на новых территориях и примерных сроках ее восстановления. Такая реакция Владимира Путина может говорить только о том, что интеграция  — вопрос решенный и руководство страны, понимая неизбежность международных последствий включения экс-украинских клубов в структуру РФС, к этим последствиям готово.

В чем же причина пристального внимания мирового спортивного сообщества к судьбе крымского футбола, и чем грозит российскому спорту эта грядущая интеграция? Вопрос имеет восьмилетнюю историю, а возникновение его связано с моментом воссоединения Крыма с Россией.

Летом 2014 года сразу три крымских клуба были включены в зону «Юг» второго российского дивизиона и даже сыграли несколько матчей в рамках этого турнира, а так же в Кубке России. Однако в конце августа, по просьбе Украинской ассоциации футбола (УАФ), УЕФА признал нелегитимным участие островных команд в соревнованиях под эгидой РФС.

В декабре 2014 года, после нескольких месяцев переговоров с участием представителей национальных федераций двух стран, Крыму был присвоен статус особой территории, развитием футбола на которой планировал заниматься непосредственно УЕФА. При этом крымским командам не разрешили участвовать ни в российских, ни в украинских чемпионатах, а РФС мог проводить какие-либо футбольные соревнования в Крыму только с разрешения  УАФ.

На тот момент российские спортивные чиновники оспаривать решение исполкома УЕФА не пытались, очевидно, не желая возникновения проблем с уже завоеванным Россией правом на проведение чемпионата мира 2018 года и матчей Евро-2020, которые должны были пройти в Санкт-Петербурге. Поэтому крымский футбол на протяжении восьми лет, что называется, «варился в собственном соку», практически утратив профессиональный статус.

После начала специальной военной операции на Украине ситуация с российским спортом кардинально поменялась и санкции, наложенные всемирной и континентальной футбольными организациями на наши клубы и национальную сборную уже вряд ли удастся ужесточить, ибо дальше некуда. Участие России в крупных международных футбольных турнирах под эгидой ФИФА и УЕФА при их нынешней политике в ближайшие годы вряд ли возможно, а это значит, что лишение РФС членства в этих федерациях в краткосрочной перспективе никак не повлияет на ситуацию в нашем футболе.

Имеют ли ФИФА и УЕФА законные основания для того, чтобы исключить РФС из числа своих ассоциаций-членов? Лишиться членства в УЕФА согласно пункту «б» части 2 статьи 25 Устава этой организации можно в случае «нарушения Уставов и регламентов». Формально к таким нарушениям может быть отнесено игнорирование Российским футбольным союзом упомянутого выше решения исполкома УЕФА от декабря 2014 года о запрете участия в нашем чемпионате команд из Республики Крым и Севастополя. Так что юридически исключение России из европейского, а значит и из мирового футбольного сообщества не исключено.

Однако в этом случае РФС будет иметь полное право обратиться в спортивный арбитраж (CAS)и тогда на первый план выйдут формулировки оснований, по которым российский футбол подвергся таким санкциям. Всем известно, что мотивы отстранения наших клубов и сборной – чисто политические, что, исходя из целей и задач УЕФА, утвержденных пунктом «в» статьи 2 его Устава – недопустимо. Поэтому не факт, что решение CAS по данному вопросу будет в пользу УЕФА, а не РФС.

В любом случае, ждать реакции европейского футбольного сообщества на четкий и аргументированный посыл российского руководства о неизбежности интеграции новых территорий страны в ее спортивную инфраструктуру, долго не придется. УЕФА еще в августе нынешнего года, после заявления президиума Футбольной национальной лиги о создании рабочей группы по интеграции крымских клубов в российский футбол, напомнил о своей позиции по этому вопросу.

А почти сразу после того, как стали известны подробности недавней рабочей встречи президента Путина с вице-премьером Чернышенко, на необратимость интеграции остро отреагировал руководитель украинского футбола. Президент УАФ Андрей Павелко сообщил о намерении обратиться в УЕФА и ФИФА с требованием лишить РФС членства в этих организациях по все тем же политическим мотивам.

Исходя из всего вышесказанного, возьмемся предположить, что все риски, связанные с игнорированием Россией позиции международных футбольных федераций, не остановят процесс интеграции новых территорий в российскую спортивную семью и уже в следующем сезоне в первенствах страны сыграют клубы из Крыма и Севастополя.

Материал подготовлен для круглосуточной службы новостей RuNews24.ru