На внеочередном заседании Совета ОДКБ лидеры воздержались от политической оценки ситуации в отношениях между Азербайджаном и Арменией, выразив уверенность, что существующие противоречия и спорные вопросы между двумя странами будут решены политико-дипломатическими средствами.
По инициативе Армении, которая в настоящее время председательствует в ОДКБ, в режиме онлайн было проведено внеочередное заседание ее Совета. Оно было полностью посвящено проблемам азербайджано-армянских отношений, а точнее обсуждению результатов работы миссии ОДКБ, которая была направлена в Армению 15 сентября 2022 года после осложнений на границе между двумя конфликтующими странами.
Москве удалось заблокировать дальнейшее развитие этого инцидента, который во многих отношениях до сих пор кажется загадочным.
И вот почему. Со времен второй карабахской войны на азербайджано-армянской границе происходили многочисленные столкновения, включая артиллерийские обстрелы. Но на этот раз они были более масштабными, и театром военных действий были не территории Нагорного Карабаха.
Столкновения произошли на фоне интенсивных дипломатических усилий Баку и Еревана на двух переговорных площадках - в Москве и Брюсселе. Более того, ранее лидеры двух стран рисовали позитивную картину перспектив урегулирования благодаря посредническим усилиям ЕС и заявлениям президента Азербайджана Ильхама Алиева и премьер-министра Армении Никола Пашиняна о том, что мирный договор должен быть подписан.
Однако оказалось, что одна или, возможно, обе стороны были недовольны этим дипломатическим процессом и перевели ситуацию в зону военного противостояния.
Почти сразу же армянское руководство обратилось к ОДКБ с призывом сослаться на статью 4 Договора о коллективной безопасности, согласно которой акт агрессии против одного государства-члена должен рассматриваться как агрессия против блока.
Но союзники решили воздержаться от политической оценки происходящего и решили сначала направить в зону конфликта наблюдателей. Формально было заявлено, что граница между Арменией и Азербайджаном не была демаркирована или делимитирована, хотя Ереван считает, что граница между государствами проходит по координатам, установленным в соглашении между двумя странами в 1991 году.
Но тут же возник встречный вопрос: зачем вообще две страны при посредничестве России создали комиссию на уровне вице-премьеров для демаркации и делимитации границы, если и так все ясно? Тем временем в Армении появились сразу две западные миссии: так называемая гражданская миссия ЕС и миссия ОБСЕ для мониторинга ситуации на границе двух стран.
Почему? Потому что теоретически предполагаемое появление в Армении наблюдателей и от ОДКБ переводит ситуацию в зону противостояния в регионе по линии Россия - Запад. И не только это. Появление ОДКБ в Армении без согласия Баку ставит Россию на сторону Еревана и утрату Москвой нейтралитета в конфликте.
Не случайно президент России Владимир Путин, выступая на пленарном заседании международного дискуссионного клуба "Валдай", решил вспомнить, как в свое время Россия предлагала Армении решить карабахский вопрос путем передачи Азербайджану пяти районов, из которых "уехали люди", но Ереван, по его словам, "пошел своим путем, что привело к той ситуации, которая сложилась на сегодняшний день". По этому пути он продолжает идти и сегодня, вновь создавая интригу.
Пашинян заявил, что "Ереван согласен работать над урегулированием на основе принципов, предложенных Россией". Но что это за принципы? Москва стремится разрешить конфликт между Ереваном и Баку на основе прежних договоренностей, но не намерена ничего навязывать конфликтующим сторонам, которые сами должны определить свои основные позиции.
Пашинян же ведет дело к тому, чтобы использовать Россию в качестве прикрытия при принятии решений, которые могут быть сложными и непопулярными в Армении.
Кстати, в армянской прессе появляются сообщения о двух вариантах решения проблемы Нагорного Карабаха - американском, предполагающем, что Степанакерт должен остаться в составе Азербайджана, и российском, предлагающем отложить решение этой проблемы "до лучших времен".
Но, как сказал посол Армении по особым поручениям Эдмонд Марукян, не существует "вашингтонского" проекта мирного договора между Арменией и Азербайджаном. Нет и российского плана; есть только его предложения, содержание которых пока не обнародовано.
Однако, согласно официальному заявлению Еревана, "существует азербайджанский проект мирного договора, который был передан армянской стороне, на основе которого Армения работала в этот период" и якобы "работа над этим документом уже завершена". Есть основания полагать, что именно этот документ будет обсуждаться на предстоящей 31 октября в Сочи встрече Путина, Алиева и Пашиняна.
Одним словом, все находится в состоянии динамики. На встрече лидеры ОДКБ воздержались от политической оценки ситуации и не приняли предложение Пашиняна о разработке "дорожной карты" по восстановлению территориальной целостности страны.
Они подтвердили, что остаются приверженными укреплению мира, международной и региональной безопасности и стабильности, защите независимости, территориальной целостности и суверенитета государств-членов ОДКБ на коллективной основе и выразили убежденность в том, что существующие противоречия и спорные вопросы между Азербайджаном и Арменией должны быть разрешены политико-дипломатическими средствами, в том числе в соответствии с договоренностями, изложенными в трехсторонних заявлениях, принятых 9 ноября 2020 года, 11 января 2021 года и 26 ноября 2021 года.
Было также заявлено, что СЦКК ОДКБ вернется к обсуждению ситуации в конце ноября после внеочередного заседания.
Но впереди - "ближний бой" Путина в Сочи с Алиевым и Пашиняном.
Спасибо, что дочитали до конца! Если вам понравилась статья поделитесь заметкой с друзьями в социальные сети, Одноклассники, WhatsApp, Telegram или другие мессенджеры.
Подписывайтесь на мой канал и узнаете первыми, о свежих новостях. Буду рад вашему лайку, ведь ваша активность помогает продвижению публикаций.
У вас есть, чем поделиться, пишите в комментариях. (Продолжение следует)...