Найти в Дзене

Это интересно! Как работает 59-я статья “о списании безнадежных долгов”.

Вот человека привлекли к субсидиарной ответственности. Требования изначально были к бизнесу. Бизнес обанкротился и долги переложили на физлицо. В каких случаях физлицо оставят в покое и перестанут предъявлять требования? Как работает 59-я статья “Налогового кодекса” “о списании безнадежных долгов”.

Если говорить о 59 статье, то список возможностей для списания, предоставляемый ей не высок. В первую очередь, это признание физлица банкротом. По завершению чего часть долгов должна списаться. А часть той части долгов, которые не были погашены, теоретически списать можно.

Второй вариант - смерть. Но, если есть наследство, о списании можно забыть и задолженность будет погашаться за счет него.

Третий вариант - истечение сроков для взыскания. Вынесен судебный акт, в котором указано, что сроки для взыскания истекли.

И четвертое, это вынесение судебным приставом постановления об окончании исполнительного производства, в связи с невозможностью взыскания. Однако, и тут есть условия: с даты образования долга прошло более пяти лет, сумма не превышает 500 000 рублей.

Это - теория. С чем мы сталкиваемся на практике? Еще лет пять назад ситуация выглядела так… Налоговая привлекала человека к субсидиарной ответственности. Оценивала его финансовое состояние. Какие есть квартиры, машины. Какие счета в каких банках. И если год назад человек был миллионером, а сейчас он беден как монастырская мышь, то ФНС подаст заявление о банкротстве к бабке не ходи.

Если же у человека никогда ничего не было и до сих пор ничего нет, то подают на возбуждение исполнительного производства. Исполпроизводство висит год, два, три. Судебный пристав что-то по нему делает… или не делает. И оно прекращается окончательно в связи с невозможностью взыскания. Налоговая кладет исполнительный лист на полку и навсегда о нем забывает.

Сейчас ситуация принципиально не изменилась. Но, есть тонкость… Налоговая начинает мониторить должников после того, как, исполнительное производство прекращено в связи с невозможностью взыскания. ФНС следит за финансовыми движениями у должника. Мы сталкивались со случаями, когда через пару лет после прекращения исполнительного производства человек расслаблялся. Устраивался на официальную работу. Получал видимый доход. Или покупал дом, думая, что о нем все забыли. Одним словом, “воздух свободы сыграл с профессором злую шутку”. Но, всевидящее око ФНС обнаруживает, что у должника пошли отчисления по НДФЛ, присылает исполнительный лист работодателю. Или иным образом напоминает о себе: “Должок!..”

Короче, теперь испол производство прекращается, но не завершается. Должники ставятся на карандаш. Отслеживаются их возможные доходы. Долг по субсидиарке - фактически долг пожизненный. Приходиться сидеть “тише воды ниже травы”. Три года срок для повторного возбуждения дела. Если в течении этих трех лет налоговая опять подаст исполнительный лист, то после второго испол производства снова нужно выжидать три года. И только когда эти три года прошли можно “условно” вздохнуть полной грудью. При этом ФНС не утратила право подавать заявление о банкротстве. Это тонкий момент, но о нем в другой раз.

В общем, есть теория применения закона. Она сейчас не имеет механизма для списания долгов физлиц по субсидиарке. И есть практика, которая говорит о том, что нынче налоговая ставит должников на карандаш. И человеку, который не хочет платить по долгам, придется находиться в глубоком подполье. Век свободы не видать!