Обновлено в 10:00
В крупном брокере рассказали о случаях разблокировки замороженных средств инвесторов. Некоторые клиенты смогли разблокировать выплаты по купонам в депозитарии Clearstream. Об этом, как сообщает РБК, заявила в ходе онлайн-конференции для брокеров Галина Карякина, операционный директор «Цифра брокер» (ранее «Фридом финанс»).
По ее словам, речь идет только о нескольких случаях, были получены лицензии регулятора на разблокировку именно денег на счетах. Она добавила, что еще нет ни одного успешного кейса по получению лицензии на разблокировку ценных бумаг. Никаких других подробностей пока нет. Оперативно связаться с операционным директором «Цифра брокер» редакции Business FM на момент публикации материала не удалось. Комментирует партнер адвокатского бюро А2 Михаил Александров:
— Я думаю, что существенный сдвиг произошел несколько раньше — в восьмом пакете санкций появилась норма, что можно обращаться за лицензией и получать разблокировку активов. Пока неизвестны случаи разблокировки активов, в это я верю, потому что бюрократия в Европе работает достаточно медленно, но действительно, может быть, уже удалось разморозить какие-то средства и выплатить какой-то доход. Допускаю такую историю, думаю, что главное — это не то, что сейчас произошло, а то, что произошло немножко до создания восьмого пакета санкций и включения туда этих норм.
— Говорят, что только деньги разблокируют, именно конкретные выплаты по купонам, а разблокировать бумаги не удастся. C чем это связано?
— Я бы не стал говорить, что их не удастся разблокировать. Первое, что приходит в голову, — простота разблокировки может объясняться размерами выплат. Надо понимать, что акций может быть на миллион, а дивидендов по ним может быть 20 тысяч евро. К тому же, когда юрист подает бумаги о разблокировке, там в том числе используется аргумент о том, что «смотрите, люди рассчитывают на эти денежные средства, они должны оплатить свои расходы. Почему вы их лишаете средств к существованию без какого-либо логического обоснования этого шага?» Я думаю, что в русле подобной логики могли позволить произвести разблокировку.
Ранее СПб Биржа сообщила, что нашла способ разблокировать часть замороженных зарубежных активов клиентов на общую сумму 312 млн долларов.
На бирже уточнили, что при процедуре обмена дисконтов не возникнет, так как операции являются депозитарными, а не сделками купли-продажи. Перевод иностранных ценных бумаг на торговые разделы произойдет автоматически — без дополнительных издержек и действий от инвесторов. Ранее глава СПБ Биржи Роман Горюнов говорил, что договоренность затрагивает примерно 10% активов, которых коснулась блокировка.
Станет ли эта разблокировка стартом долгосрочного процесса по обмену «финансовыми пленными» с обеих сторон — России и стран Запада, обсуждали в программе «Ближе к деньгам» главный редактор Business FM Илья Копелевич и инвестбанкир, автор телеграм-канала «Биткоган» Евгений Коган:
— Судя по всему, это разовая история, скорее всего, биржа договорилась с крупным игроком, я думаю, что не просто так, видимо, были долги, может быть, кто-то в свое время смог продать заблокированные акции. Потом я посмотрел список, который предложен. В этом списке мало из тех бумаг, которые действительно волнуют инвесторов. Я даже по своему личному счету посмотрел, нет ни одной бумаги, которая была бы в списке, посмотрел на счете друзей, знакомых, там нет ни одного интересного имени. Да, разовая история, галочку поставили, ну и слава богу, ну и спасибо, может быть, кого-то выпустили, правда, не совсем понятно как. Я думаю, что центр тяжести будет не в этом. Первое — биржа ведет переговоры, вернее, НРД ведет переговоры с Брюсселем о том, чтобы давали лицензии на разморозку по конкретным инвесторам, которые не имеют никакого отношения к санкциям, в общем-то, это незаконно. Скорее всего, рано или поздно о чем-то договорятся, если не будет дальнейшего нагнетания. Поэтому обмен «финансовыми пленными» так или иначе произойдет.
— Нужно увидеть какие-то политические шаги навстречу друг другу, ведь никто эту тему на политическом уровне даже не озвучивает. То есть топ-финансисты сами копошатся, как мыши, пытаются прогрызть стену, а стена политическая.
— Тут исключительно политическая, ментальная стена. Проблема в чем: кто-то должен честно сказать, и не только в России, но и на Западе, что, друзья, давайте-ка мы начнем решать проблемы.
— О людях подумаем о наших и о ваших.
— Да, как из того анекдота: давайте о людях подумаем. Проблема в том, что как только кто-то это скажет, он получит огромный вал критики: как ты смеешь, туда-сюда. Никто не хочет ломать свою политическую карьеру или напрягаться. Гораздо проще клеймить Россию, списывать все свои беды на Россию, а заниматься реальной работой и расчисткой завалов — зачем? Какие политические плюшки, непонятно, а огонь критики такой огромный и огонь хейта: как же так, ты помогаешь нехорошим русским.
— Не только наши, но и их тоже деньги подзависли. Другое дело, что у них это не такая значимая сумма.
— Проблема в одном — правительства западных стран говорят своим инвесторам: а чего вы туда лезли, вы же понимали, зачем вы это делали? Поэтому научную базу проложить можно, процесс этот будет муторным, и он требует именно политического решения.
Разблокировка СПБ Биржей части ценных бумаг клиентов — положительная новость для рынка, и теперь он будет ожидать аналогичных решений в отношении остальных эмитентов, отмечают эксперты.