Предупрежу сразу: этот рассказик не из нынешнего времени. Он из моего детства. Сейчас дети, наверное, и не представляют, что такое помехи, и как можно ловить сигнал антенной...
Мир полон тайн и загадок. Но только для взрослых, как это ни странно. Дети же воспринимают любые странности с железной уверенностью: «Так надо». Кто его знает, почему? Надо, и все. И вообще, когда непонятно абсолютно все, одной странностью больше, одной меньше - погоды не сделает.
Вот, например, телевизор. Почему в нем помещаются целые люди и даже дома? Ага, спроси такое! Смеху будет в ответ... А это обидно, между прочим. Даже трехлетке. Так что проще не спрашивать, а принять, как данность: это есть. И то, что на экране интересные мультики идут не когда захочешь - это тоже данность. Нужный троллейбус ведь тоже приходит к остановке не всегда сразу. Надо просто уметь ждать. Ждать, пока идут новости, ждать, пока показывают скучные взрослые фильмы, ждать, как ждешь окончания дождика, чтобы пойти гулять. Правда, очень обидно бывает, если солнышко уже вышло, а тебя гулять так и не отпустили: «Потому что лужи!». И с мультиками так же. Вот уже заиграла знакомая музыка, и сложились в какие-то слова смешные пузатые буквы, и вдруг... шум, треск, весь экран в мельтешащих черно-бело-серых точках. «Помехи» - ахают взрослые, а потом начинают колдовать: ставят антенну то на шкаф, то на стол, то обратно на телевизор. Крутят в ней что-то (хотя сами же это строго-настрого запрещали!), делая ее смешные «уши» то длинней, то короче.
Мультик, правда, так и не появляется. Но картинка на экране живет. По нему гуляют полосы и волны, бегают туда-сюда черные точки и запятые, и во всем этом начинает даже видится какой-то смысл. Пока непонятный, но вот-вот ухватишь, и все станет ясно!
Именно в этот момент отец раздраженно машет рукой:
- Ну все, пошли клочки по закоулочкам...
И, оставив в покое много страдальную антенну, тянется к телевизору: выключать. Как же так?! Ведь вот только все стало ясно!
- Остааавь... Паааа, остаааавь!
Безнадежное нытье на одной ноте. Конечно, не оставит. Мне разрешили посмотреть только мультик, и ни о каких «Клочках по закоулочкам» речи не шло. Но ясно уже, что мультик отменили. А я столько ждала! Это же не честно!
- Что тебе оставить, горе ты мое?
- Клочки... оставь...
- Какие клочки?!
- А вот... по закоулочкам. - Показываю на экран, и понимаю, что глаза стремительно намокают. Сейчас зареву. Чтобы сдержаться, начинаю тихо пыхтеть. «Разводить пары», как это называет мама. Он в сердцах машет рукой, и уходит из комнаты. Оставляя мне вожделенную передачу. Ну, конечно же! Теперь-то все ясно! Это именно передача! «Клочки по закоулочкам».
Клочки - это я знаю, что такое. Это когда если мелко-мелко нарвать бумагу, то бабушка будет сердиться: «Опять клочки какие-то от листа оставила! Убери немедленно!». И не объяснишь, что я делала снег кукле. Она же бумажная, значит и снег для нее нужен - бумажный. Правда, бумага белая. И клочки - тоже. Но если бы я взяла черную бумагу... Да! Из черной определенно выйдут черные клочки. Такие же, как вот - на экране. Только там очень мелкие. Но ведь и дома там маленькие, а невзправдашной величины. Так что все нормально.
И вот эти клочки куда-то бегут... папа сказал, что они «пошли», но они же так быстро мельтешат! Явно бегут. Мечутся. Как куры во дворе одного домика, куда мы с бабушкой ходили в гости. Кур там испугал пес, вот они и носились. Клочки, наверное, тоже испуганы. Они потерялись? Точно! Потерялись в закоулочках!
Закоулочки - это тоже ясно, что такое. Вот горят: щенок. И сразу понятно: это один собак. Маленький, но крупный и серьезный. А если скажут: щеночки? То это много маленьких-маленьких, слабеньких, беспомощных, хорошеньких таких! Так и тут. Есть улица. На нее нельзя ходить, это я знаю. А есть, значит, еще и улочки. Они маленькие, перепутанные и их много. По одной пошел - на другой оказался. По ней пошел - на первую вернулся. Обратно повернул - и ты уже на еще одной. Как во сне. И вот потому что они такие путанные, они еще и «за». То есть, на них ходить нельзя. Вот говорят: «Не ходи за песочницу!». Или, когда больше ребята играют, то орут: «Не выходить за круг!». А на речке большой даже дяденька очень громко ругался в такой специальный оральник: «Не заплывать за буйки!». Зачем там еще и «ко», я не знаю. Может, потому что эти путанные улочки-закоулочки совсем близко? Рядом. Просто маскируются, чтобы их не заметили. Заманивают: «Иди ко мне!». Наверно, так!
Вот как я хорошо подумала, и все стало понятно. Это когда в угол ставят, то говорят: «А теперь хорошенько подумай, и пока не поймешь, из угла не выйдешь!». И правда - в углу так скучно, что очень быстро все понимается. Только взрослым не надо говорить, что ты там именно понял, а то и ремнем может попасть. Но обычно и не спрашивают, и то хорошо.
А тут я сама подумала, без угла. И тоже все получилось. Вот, значит, пошли гулять маленькие клочки. Мама им велела: «Клочки-клочки, не ходите за улицу! Заблудитесь. Во дворе играйте!». А они, неслушники, пошли. Ну и я тоже хожу, конечно. Там же, за улицей, соседний двор и Катька. Как к ней можно не ходить? Тут главное, чтобы не увидели. А закоулочков у нас рядом нет, я проверяла.
В общем, пошли клочки за улицу... и заблудились. Мама же их предупреждала. Попали они в хитрые закоулочки, и теперь бегают по ним, носятся. А как выйти - не знают. Надо им помочь!
Я оглядываюсь на закрытую деверь, и решительно беру антенну. Я буду колдовать. Как взрослая. Вот я кручу что-то, уши у антенны растут, а улочки с клочками становятся совсем узкими и темными... Ой, страшно! Так я их совсем не туда заведу, к какой-нибудь бабе-яге! И я скорей кручу обратно. Полосы на экране становятся шире и светлее. Я, закусив губу, хожу по комнате. Ставлю антенну то туда, то сюда. И, наконец, встав на стул и подняв антенну вверх, на вытянутых руках, выдыхаю: экран совсем светлый и без всяких полос. Клочки на нем по-прежнему мельтешат, но они стали спокойней. Вернулись во двор, и просто играют. И я за них рада. И за себя: такую интересную передачу нашла! В нее даже играть можно!
Телевизор мигает, и показывает мне окончание мультика. В награду, наверное. А еще в комнату входит папа... а я на стуле. Ногами. Прямо в тапках. И с антенной, которую нельзя трогать. Ой, что будет...
- Настроила все же? Упорная, вся в меня! Ты что, так и стояла тут все это время? Герой!
Папа с гордостью гладит меня по голове, и забирает антенну. А я тихонько выдыхаю. Рука у него обычная, не горячая. А ведь известно, что по попе прилетает, только если попасть папе под горячую руку. Так что мне опять повезло!