Здравствуйте уважаемые читатели и подписчики моего канала. Несколько дней назад я начал рассказывать вам о наших самых великих и всенародно любимых киноактерах нашедших последний приют на десятом участке самого знаменитого некрополя СССР и России Новодевичьего кладбища в Москве.
Статьи посвященные Сергею Бондарчуку и его супруге Ирине Скобцевой, Олегу Борисову и Ролану Быкову вызвали большой интерес с вашей стороны, поэтому сегодня рассказ будет продолжен и мы поговорим о настоящей звезде советского кино 50 х – 80-х годов прошлого века
Людмиле Марковне Гурченко (1935-2011)
Незабываемая, неподражаемая, всенародно любимая – это все о ней, о Людмиле Гурченко. Стремительно ворвавшись в наш кинематограф в 1956 году вместе с фильмом «Карнавальная ночь», она больше 50 лет оставалась одной из любимейших актрис советских зрителей.
Советский, да и мировой кинематограф знает массу примеров, когда молодая актриса или актер просыпались знаменитыми после своей первой роли, а потом исчезали в никуда. Людмила Марковна это редкий пример, когда актриса, испытавшая головокружительный успех и последовавшее следом падение сумела не только пережить десятилетнее забвение но и вернутся на кинематографический Олимп . Впрочем давайте обо всем по порядку
Люся Гурченко родилась в Харькове, в ноябре 1935 года в семье артистов Харьковской филармонии. Её отец был профессиональным музыкантом – баянистом, мама пела под его аккомпанемент.
Во время Великой Отечественной войны отец ушёл добровольцем на фронт, хотя не подлежал призыву по возрасту, а Людмила с мамой пережили две немецких оккупации Харькова. После освобождения города от фашистов в 1943 году девочка пошла в школу, а еще через год поступила в музыкальную школу имени Бетховена.
В 1953 году уехала в Москву, где поступила во ВГИК в мастерскую С. Герасимова и Т. Макаровой. Дебютировала в кино ещё, будучи студенткой, в 1956 году. Её первой героиней стала Люся – сотрудница планового отдела в фильме Яна Фрида «Дорога правды». В том же году начинающий режиссер Эльдар Рязанов пригласил Гурченко на роль Леночки Крыловой в своей новогодней комедии «Карнавальная ночь»
Сказать, что фильм имел успех, это значит, ничего не сказать. Только в кинотеатрах его посмотрело почти 50 000 000 человек, ну а про телевизионную аудиторию и говорить не приходится.
В преддверье VI Всемирного фестиваля молодёжи и студентов, проходившего в Москве на Мосфильме был запущен в работу музыкальный фильм «Девушка с гитарой», сценарий которого специально писался «под Гурченко»
Фильм был достаточно тепло встречен зрителями, но такого успеха, как «Карнавальная ночь» не имел. Сегодня его главным образом помнят, как кинодебют Юрия Владимировича Никулина
По воспоминаниям актрисы во время работы над фильмом «Девушка с гитарой», она получила предложение поработать на «компетентные органы», как раз в рамках Молодежного фестиваля, который стал первым столь грандиозным мероприятием, проводившимся в СССР. Её категорический отказ вроде, как и стал причиной последовавшего в 1958 году фактического «запрета на профессию», длившегося до конца 60-х. По официальной версии она была отлучена от кино за участие в «левых» концертах, после того как в одной из центральных газет был напечатан фельетон «Чечетка налево»
Нет, она не исчезла из кино насовсем. Она даже сыграла несколько главных ролей в картинах на республиканских киностудиях:
Каждый из этих фильмов по своему хорош, но большого успеха в прокате они не имели и сегодня эти роли Гурченко помнят разве что историки кино. А вот яркие эпизоды в фильмах «Женитьба Бальзаминова»
и «Корона Российской империи» помнят все зрители старшего поколения.
Негласный запрет на съемки продлился до начала 70-х, но актриса не отчаивалась. Она играла на сцене Театра – студии киноактера, театра «Современник» выступала под эгидой «Госконцерта».
В 1974 году на экраны вышел фильм «Старые стены» с Людмилой Гурченко и Арменом Джигарханяном в главных ролях.
История любви женщины – руководителя крупной ткацкой фабрики и бывшего лётчика, а ныне водителя – дальнобойщика имела большой зрительский успех и стала своеобразной точкой отсчета нового витка кинокарьеры замечательной актрисы.
В 70 – е годы она снималась много и «жадно», как бы стараясь наверстать упущенное. Причем она одинаково блистательно выступала, как в амплуа танцующей и поющей актрисы
так и в драматических ролях, требовавших огромного актерского мастерства.
В 1976 году Алексей Герман пригласил Людмилу Гурченко и Юрия Никулина на главные роли в свой фильм «20 дней без войны». Актеры, которых зритель больше привык видеть в комических ролях, справились с поставленной задачей просто прекрасно, а фильм вошёл золотой фонд советского кино.
Следующей серьезной, драматической ролью Людмилы Марковны стала Тамара Васильевна в фильме Никиты Михалкова «Пять вечеров». Её партнером по фильму, повествующему о встрече двух немолодых уже людей, которых когда то разлучила война, стал Станислав Любшин.
Практически одновременно она снималась в фильме старшего брата Никиты Михалкова, Андрона Кончаловского «Сибириада». Здесь Михалков младший был её партнером
В 70-е годы Людмила Гурченко стала звездой цикла телевизионных «Бенефисов».
Она участвовала в невиданных на нашем телевиденье шоу главными героями, которых были Савелий Крамаров, Сергей Мартинсон, Лариса Голубкина, Андрей Миронов. Но несомненно самым грандиозным и имевшим оглушительный успех был «Бенефис Людмилы Гурченко».
Гурченко сыграла в этом представление все женские роли, а её партнерами были Александр Ширвиндт, Армен Джигарханян и блестящий танцовщик, солист Большого театра Марис Лиепа
Следует сказать, что Людмила Гурченко снималась в этом «Бенефисе» после тяжелейшей травмы – перелома ноги который, получила на съемках мюзикла – сказки «Мама»
Много и успешно Людмила Марковна Гурченко снималась и в 80-е годы. Думаю все вы мои уважаемые читатели помните её замечательные роли того времени в фильмах
Эти и многие другие фильмы с участием Людмилы Марковны имели неизменный успех у зрителей, а её славе завидовали многие молодые актрисы.
Людмила Гурченко продолжала сниматься и выходить на сцену в концертах почти до последнего дня, поражая зрителей, да и всех кто её нал своей неувядаемой красотой и жизненной энергией.
Скончалась 30 марта 2011 года от сердечной недостаточности. Похоронена на 10-м участке Новодевичьего кладбища
Памятник работы двух известных скульпторов Юрия Хоровского и Юрия Шабельникова поражает удивительно гармоничным соединением черного и белого, как две стороны её судьбы
а надпись на обратной стороне черной плиты звучит как обращение ко всем, кто приходит навестить актрису в месте её последнего покоя.
На этом мои уважаемые читатели позвольте сегодня прерваться. Хотелось бы узнать ваше мнение об этой прекрасной актрисе, ну а пока всего вам доброго и до скорой встречи.