О предпосылках Гражданской войны в США 1861 — 1865 гг. написано много не только в самих США, но и в России. Кто-то на первое место ставит рабство (и именно в США, учитывая нынешние события, это актуально и непременно ставится «во главу угла», но это скорее вопрос политики), кто-то — экономику и «конкуренцию» между северными и и южными штатами, кто-то рассуждает о борьбе «центра с окраинами».
Но есть и ещё один любопытный аспект, отчасти связанный и с «образом врага», и с существованием с 1861 по 1865 годы практически двух государств — КША и США. Образ врага — тема интересная и крайне важная, особенно когда мы говорим о Гражданских войнах. Как заставить людей стрелять в своих соотечественников?
На примере российской Гражданской войны мы видим, как стороны пытались выставить друг друга в самом неприглядном свете. Белогвардейцы — «помещики-капиталисты», «наймиты Антанты», несут с собой «царя и крепостное право», держатся за счет интервентов. Большевики — «интернационалисты с китайцами, венграми и латышами», «предатели», «слуги дьявола». Разумеется, эти положения представляли из себя упрощенную и радикализованную картину. Когда есть два пути: «с нами или против нас».
Хотя огромные массы населения и из белого, и из красного «лагерей» там оказывались почти случайно и были простыми крестьянами, рабочими, офицерами военного времени (а до того — представителями мирных профессий). Общество радикализовалось благодаря нерешенным социальным проблемам, Первой мировой войне, революционному периоду.
А что там было у американцев, как они воспринимали друг друга, как сумели настрелять 600 тысяч человек сограждан (и это ещё в XIX веке)?
А вот представляете, там существовал ярый антагонизм между Севером и Югом, который начинал складываться... ещё в XVIII веке.
Был такой известный деятель, Томас Джефферсон, президент США под номером три. Так вот, ещё в 1785 году он писал: «На Севере люди хладнокровные‚ трезвые, трудолюбивые, настойчивые, …на Юге — пылкие‚ сластолюбивые‚ ленивые, непостоянные…» (с) И. М. Супоницкая. Северянин и Южанин.
И вот этот тезис про «предприимчивых расчетливых северян» и «благородных воинственных южан» с каждым десятилетием всё усиливался, отражаясь на политике и экономике.
В 1830-е годы французский политик и исследователь Алексис де Токвиль писал про США так:
«...две ветви англо-американского семейства‚ которые существуют и развиваются‚ так и не слившись окончательно: одна — на юге‚ другая — на севере страны...» (с) А. де Торквиль. Историко-политический трактат «Демократия в Америке».
То есть вот это противостояние «Север-Юг» (начавшееся задолго до собственно Гражданской войны) было не только экономическим и политическим (и уже тем более не вертелось вокруг одного только рабства). Были и различия в менталитете, традициях, воспитании, региональных особенностях. Фактически в одних США существовало «два общества».
«Перед Гражданской войной говорили уже о двух разных нациях, даже цивилизациях. Северяне и южане, утверждал накануне войны сын известного пресвитерианского священника из Джорджии Ч. К. Джоунс‚ «хотя имеют общее происхождение‚ настолько полностью разделены климатом‚ моралью‚ религией и так абсолютно противоположны в оценках всего‚ что составляет честь‚ истину и мужество‚ что не могут долее сосуществовать при едином правлении».
Кстати‚ такое же мнение высказал через столетие современный историк Б. Уайэтт-Браун, объяснивший причину Гражданской войны прежде всего расхождением в нравственных ценностях северян и южан...» (с) И. М. Супоницкая. Северянин и Южанин.
Кстати, российские белые генералы, как мы знаем, тоже весьма рассчитывали на «русскую Вандею», «русский Юг» — казачьи территории. Правда, в конце 1917 года эти их надежды не сбылись, но вот позднее казачьи территории стали одним из главных оплотов «контрреволюции» (хотя с белым движением отношения были крайне сложными).
И на самом деле здесь можно и не разделять так уж резко экономику, политику, менталитет. Одно является продолжением другого. В конце концов, основную массу солдат в 1861 — 1865 годы составляли явно не плантаторы с юга или банкиры с севера. Тем не менее, друг друга простые северяне и южане почему-то считали врагами. А конфедераты ещё и умудрялись несколько лет успешно отбиваться от превосходящих сил противника. За чужих рабов так не воюют.
А дело во многом в восприятии противника. Южане считали северян «бессовестными дельцами»: хитрыми, фанатичными в своем стремлении накопить средства, вороватыми, жадными до чужого. Северяне не отставали: с их точки зрения южане были ленивыми, наглыми, «отступниками от протестантской этики», ведущими слишком роскошный образ жизни (это конечно больше про плантаторскую верхушку), замкнутыми и нелюдимыми.
Более того, эти претензии друг к другу «обосновывались исторически»: южане считались потомками роялистов Англии, северяне — «пуритан Кромвеля». Разумеется, доводы сомнительные, но тогда народ верил.
На юге широкое распространение получил своеобразный «культ рыцарства», над которым потешались северяне. Но южанам было не до смеха: слабозаселенная территория, угроза восстания рабов (которые, между прочим, составляли от 30 до 40 процентов населения Юга), близость индейцев и мексиканцев (и стычки с ними)... все это порождало крайне милитаризованное общество. И, вместе с тем, весьма гордое, желавшее, чтобы его мнение учитывалось северянами.
Разумеется, я бы не стал ставить это «различие в менталитетах» на первое место в списке причин американской Гражданской войны. На первом месте, конечно, были политические и экономические противоречия (важной частью которых было рабство, именно как институт обогащения юга, а не «вопрос морали»).
Но, полагаю, без такого четкого разделения населения США на «северян и южан» конфликт бы точно не достиг подобных масштабов. Более того, современные исследователи пишут о том, что и по сей день различия между Севером и Югом видны «невооруженным глазом»...
С вами вел беседу Темный историк, подписывайтесь на канал, ставьте лайки, смотрите старые публикации (это очень важно для меня, правда) и вступайте в мое сообщество в соцсети Вконтакте, смотрите видео на моем You Tube канале. Читайте также другие мои каналы на Дзене:
О фильмах, мультиках и книгах: Темный критик.
О политоте, новостях, общественных проблемах: Темный политик.