Происхождение мотоцикла в нашей стране, как ни странно, авиационное. Проектировать двухколесный транспорт начали в 1921 году, на Государственном авиазаводе №1. До революции он назывался "Дукс" и был основным поставщиком самолетов в русскую армию. Кроме этого, выпускал дирижабли, автомобили и велосипеды. После революции предприятие национализировали, но профиль остался прежним.
В молодом СССР, почти все самолеты были иностранными. На заводе их собирали из оставшихся от "Дукса" и закупаемых за рубежом запчастей. Своими проектам тоже,конечно, занимались, но "на будущее". Как и почему у авиаконструкторов появилась вдруг идея создать мотоцикл - история умалчивает. Но известно, что проект был инициативным, а работы велись на личные средства конструкторов.
Разработкой первого отечественного мотоцикла авиаконструкторы П.Львов, Е.Гропиус,А.Седельников и И.Успенский занимались три года. Опытный экземпляр был собран летом 1924 года. Почти вся конструкция мотоцикла была своей разработки и изготовления. Включая одноцилиндровый двигатель с объемом 500 кубов.
Именно, двигатель стал основной проблемой для конструкторов. Еще на стадии испытаний он начал давать сильнейшую вибрацию. Она была такой силы, что лопались топливные трубки и даже рама мотоцикла. Фактически ее почти удалось устранить только внеся изменения в чертежи и переделав весь двигатель. В итоговом варианте, мотоцикл потреблял 3 литра горючего на сто километров. Весил тоже прилично - почти 120 килограммов.
Новое техническое средство назвали громко - "Союз". Нужно сказать, что выпуск собственного мотоцикла на дороги страны - действительно был бы серьезным прорывом государственного уровня. Весной 1925 года мотоцикл прошел первые серьезные испытания. На возможности новой техники смотрели военные. Высокие чины РККА остались мотоциклом довольны. Техника им показалось достаточно надежной и невероятно быстрой - по городским дорогам "Союз" развивал скорость до 70 км.
Вскоре, что-бы закрепить успех двухколесного транспорта, конструкторам-авиаторам пришлось подвергнуть свое детище невероятному испытанию....В августе 1925 года с Красной площади стартовал всесоюзный испытательный автомотопробег. "Союзу" и другим претендентам на серийное производство, предстояло пройти трассу протяженностью в 1500 км!!! Маршрут пробега - Москва-Харьков-Москва. Провожал технику в этот путь весь советский ареопаг - Троцкий, Сталин, Калинин и Дзержинский.
Этот проклятый пробег поставил точку в недолгой карьере первого советского мотоцикла. "Союз" преодолел всего 200 километров и сломался. При конфузе на таком высоком уровне, последствия настигли мотоцикл незамедлительно. Военное лобби было потерянно, а конструкторам отказали в государственном финансировании.
Авиаторы, свой "Союз" после эпического провала не бросили. Они устранили проблемные моменты и снова и снова пытались предложить свое детище в серийное производство. Но момент был потерян...Впрочем, труды авиаконструкторов не оказались совсем напрасными. В 30-е годы мотоциклы начнет выпускать одно из дочерних предприятий "Дукса" - 1-й московский велосипедный завод.