Найти в Дзене

Символдрама как метод психотерапии. Основные мотивы

Оглавление

Символдрама — это современное направление психотерапии, в основе которого лежит свободная имагинация (творчество, воображение) на определённую тему. Разработана в 1954 году Ханскарлом Лёйнером (1919-1996) — немецким профессором, доктором медицины. Базируется на принципах классического психоанализа и арт-терапии, но представляет собой сочетание сразу нескольких школ и концепций, частично заимствуя из них некоторые моменты. Использует символику из архетипов, в какой-то степени привлекая методы коллективного бессознательного. C позиции феноменологии есть точки соприкосновения с гештальт-терапией. Применяются также техники из психотерапевтической беседы Роджерса и стратегии поведенческой терапии Вольпе.

Другие названия: кататимно-имагинативная психотерапия, метод «сновидений наяву», кататимное переживание образов.

Символдрама — проективный метод, позволяющий работать с подсознанием напрямую. Суть сеанса: пациент расслабляется, представляет образ, описывает его и анализирует вместе с психотерапевтом. Это позволяет не вскрывать психотравмы и не задевать больные переживания. Благодаря этому, на сегодняшний день данное направление в психологии востребовано больше, чем психоанализ.

Основы

Сам Лёйнер выделил три основы символдрамы — принципы, которые отличают её от прочих направлений в психотерапии и психологии.

Управляемая регрессия

Через символы пациент, сам того не подозревая, возвращается назад, в прошлое. Он рефлексирует события, происходившие тогда, через обсуждение образов с психотерапевтом. Подобным образом регрессия контролируется обоими участниками процесса.

Эмоционально-корректирующее воздействие

Если обратить пациента в прошлое напрямую, воссоздав психотравмирующую ситуацию так, как она происходила, это может вызвать ступор. Вернувшаяся боль может быть такой силы, что состояние только ухудшится. Символдрама позволяет корректировать эмоциональный опыт, смягчать его.

Представление образов в присутствии психотерапевта

В психотерапии существует несколько имагинативных техник, но они предполагают разную работу с образами:

  • метод активного воображения Юнга: пациент в одиночестве представляет образ, затем, спустя время, приходит на сеанс и рассказывает о нём психотерапевту;
  • высшая ступень аутотренинга Шульца: пациент представляет весь образ молча, а затем рассказывает увиденное психотерапевту.

Отличительная особенность символдрамы в том, что пациент моментально передаёт психотерапевту всё, что представляет прямо сейчас, в эту минуту. Диалог позволяет отсеять ненужные мысли, стереотипы общества и прочие примеси, которые замутняют образ.

Показания

В психологии:

  • проблемы во взаимоотношениях;
  • детские психотравмы, связанные с разводом родителей, смертью кого-то из родственников, неприятие сверстниками, первая несчастная любовь;
  • замкнутость, закомплексованность;
  • приступы агрессии;
  • трудные жизненные ситуации: увольнение с работы, развод, несложившиеся отношения.

В психотерапии:

  • фобии;
  • навязчивые состояния;
  • нейро- и психовегетативные нарушения средней тяжести;
  • психосоматические расстройства;
  • энкопрез, энурез;
  • булимия, психогенное переедание, нервная анорексия;
  • неврозы с психической манифестацией;
  • нарушения концентрации внимания, рассеянность, проблемы с обучением;
  • неврастения;
  • сексуальные расстройства.

Структура

Все сеансы символдрамы, независимо от вида, проходят по одному и тому же сценарию. Этапы:

  1. Предварительная беседа — пациент рассказывает о себе, о проблеме, об ожиданиях, чувствах, эмоциях (20 минут).
  2. Релаксация — вводится в расслабленное состояние, обычно — лёжа на кушетке (5 минут).
  3. Представление образов (от 5 до 40 минут — в зависимости от запущенности ситуации).
  4. Обсуждение представленного (10 минут).

После ухода пациента психотерапевту предстоит ещё много работы. Он должен проанализировать то, что происходило на сеансе. Обычно представленные образы характеризуются как:

  • незрелые архаические с доамбивалентными свойствами;
  • более зрелые с уже амбивалентными и амбитендентными свойствами;
  • эдипальные;
  • латентные и подростковые;
  • зрелые.

На основе проведённого анализа подбираются образы и наиболее эффективные техники работы для следующего сеанса.

-2

Основные мотивы в символдраме

Основные мотивы символдрамы, выделенные Лёйнером:

  • луг — исходный образ для каждого сеанса, на него изначально попадают абсолютно все пациенты, независимо от возраста и расстройства;
  • гора — позволяет осмотреться с высоты, увидев все детали местности;
  • ручей — вдоль него направляется «путешественник»;
  • дом — нужно обязательно осмотреть каждую комнату;
  • опушка леса — кульминационный момент, когда из тёмной чащи леса кто-то должен выйти.

Дополнительные мотивы, использующиеся в современной символдраме:

  • семья животных — встреча с ней, установление контакта;
  • участок земли — он теперь принадлежит путешественнику, его надо облагородить (подросткам предлагается мотоцикл);
  • путешествие во времени — часто используются мотивы «на 5/10/15 лет старше»;
  • цветок — растёт на лугу, нужно в подробностях описать;
  • дерево / три дерева — встречаются во время путешествия по лесу или располагаются на опушке.

Часто психотерапевтом на сеансе символдрамы задаётся вопрос, кем себя ощущает пациент. Например, если женщина в этот момент — ведьма (самый частый образ), это однозначно говорит о проблемах в личной жизни. Летая на метле, она воспаряет над своим бытом, который её заедает. Колдуя, она управляет мужчинами, которые в реальности манипулирует ею.