Найти в Дзене
МК в Крыму

Актёр Юрий Чернов: Мне 73, год назад я получил главную роль

Свою творческую судьбу Юрий Николаевич выстроил по театральным канонам. Подыграл на гитаре однокласснику, поступавшему в цирковое, и «Давай документы» услышал в свой адрес. Приемной комиссии напомнил знаменитого Олега Попова. В отличие от «солнечного клоуна», Чернов никогда не занимал собою все сценическое пространство. Но именно эпизоды принесли ему народную славу.

С «МК в Крыму» артист поделился воспоминаниями о съемках в Ялте и рецептом личного счастья.

- Юрий Николаевич, первое свидание с Крымом у вас когда состоялось?

- Давно. Режиссер Эдуард Николаевич Бочаров, который снял «Маленького беглеца» с Юрием Никулиным в 1966-м, восемь лет спустя начал работу над фильмом «Шторм на суше» по рассказам Бориса Житкова. Мне предложили роль Феди-утопленника, а Муза Крепкогорская, жена Юматова, сыграла мою маму. Съемки проходили в Керчи. Я был счастлив попасть в картину. Из Москвы в Крым летел с замечательным попутчиком - актером Станиславом Чеканом. Мы в Симферополе сели в машину и поехали дальше в Керчь. По дороге, когда на горизонте появилось море, Станислав Юлианович сказал: «Юрка, раздевайся, беги купаться!» И я побежал. С легкой подачи Чекана первый раз вошел в Черное море.

- В Крыму снимали с вашим участием и «Там, на неведомых дорожках...» О съемках сказки что вспоминаете?

- Удивительное кино. Притом что компьютерной графики у нас не было. Все из папье-маше. «Летающую» булаву на лесках перед камерой гоняли, и вилка так же «парила» - мой персонаж Чумичка садится на лавку, а в него вилка втыкается. И отпечатки на песке рукотворные. Мастерили реквизит из всего. Как веселились! И костюмы здорово были сделаны. Никто не обращал внимания, что где-то лямка на Кощее торчит - завораживала актерская игра и сюжет. И дети, и взрослые смотрели с удовольствием. Это уже талант драматурга, режиссера и актеров - лучших же снимали в фильмах для детей. В нашей сказке царя сыграл Леня Харитонов, Бабу-Ягу - Татьяна Ивановна Пельтцер, Соловья-разбойника - Олег Анофриев, Кощея - Саша Филиппенко. Такие артисты! Их талант поднимал уровень детского кино.

-2

- Ялтинская киностудия тогда еще бурлила. А закат ее происходил на ваших же глазах?

- Увы. Я каждый год видел, как стремительно она ветшает. На территории при входе помню стенд с кадрами из фильмов, что снимались на легендарной киностудии, она же была филиалом студии Горького. Фотография висела огромная, как раз из «Там, на неведомых...», с каждым годом выцветала. Потом все сняли и на территорию перестали пускать. А при Союзе кипела жизнь. Съемки шли постоянно. Давали возможность заработать и жителям Крыма, и гостям. По три месяца длился съемочный период, и столько было съемочных групп! Мы жили в гостинице «Гнездышко». А на обратном пути плыли на катере мимо Ласточкиного гнезда и бросали мелочь, чтоб через год снова приехать в Ялту на съемки.

    Кадр из фильма "Триста лет спустя" (1994).
Кадр из фильма "Триста лет спустя" (1994).

Кадр из фильма "Триста лет спустя" (1994).

- Монетки свое дело сделали?

- А как же! В Ялте и рекламу снимали. В ролике компании «Дока-хлеб» Володи Довганя сижу в кадре с бородой, говорю: «Хлеб всему голова. Ну и я с головой. Акции купил - на хлеб теперь хватает». Снимали тут и другие сюжеты. С Крымом связаны самые интересные моменты: каждый отпуск, работа, общение с Пуговкиным - тоже счастье. Каждый год я приезжал и в Артек на фестиваль «Алые паруса», где президентом был Василий Лановой. Встречаясь с мальчишками и девчонками, мы проводили мастер-классы. В Севастополе выступали на кораблях и в клубе моряков. После концертов зрители кричали: «Не бросайте нас, мы Россия! Мы хотим быть с вами!» Каждое выступление, каждый год мы это слышали. И когда произошли события 2014-го, мы с Василием Семеновичем радовались, что в «Крымскую весну» вложена частичка и нашего труда.

-4

- О событиях в Крыму Алексей Пиманов снял фильм, где вы сыграли роль Савельича. Ваш персонаж произносит главное для фильма слово - «Прорвемся!» Так что, прорвемся все-таки?

- Конечно. Если уж заявили, то непременно. Все материализуется. До «Крыма» я участвовал в других проектах Леши Пиманова - «Бабий бунт, или Война в Новоселково», где играю с Олей Погодиной; в сериале «Слава» о Фетисове - в роли тренера. Когда Леша позвал в эпизод фильма «Крым», я был ему благодарен, для меня важная тема. После событий 2014-го планировал поехать со спектаклем на Украину, но там узнали, что бываю в Артеке, и меня внесли в нехорошие списки. Ребята в нашей группе сказали: «Юрий Николаевич, мы вас с собой не возьмем».

- А куда и кто в итоге взял?

- В театр «Школа современной пьесы» - в нем я начинал когда-то и сейчас там служу. Мне 73, год назад я получил главную роль. Режиссер сказал: «Ну уже пора давать вам главную». Говорю: «А не поздно ли?» А он: «Ну вы же все время кого-то выручали». То вместо Дурова играл, то вместо Филозова. Володя Качан ушел из жизни - я играл в спектакле и вместо него. Теперь вот и у меня главная роль. Замечательно.

-5

- Вы так часто говорите «замечательно». Всем, что ли, в жизни довольны?

- А почему нет? Вот в фильме «Доживем до понедельника» главный герой пишет: «Счастье - когда тебя понимают». А для меня счастье - что я живу, занимаюсь любимым делом, что Господь дает силы выходить на сцену, играть разные роли. Я люблю зрителей, люблю выступать. У меня жена и дети, дай Бог им здоровья. Участок восемь соток, 28 кустов роз, гортензии, флоксы. Очень люблю садом заниматься. У нас говорят: нет худа без добра. Несчастьем была пандемия. А счастье, что это время мы семьей просидели на даче. Я любовался тем, как цветут сирень, вишня, слива, яблоня. Насладился возможностью радоваться жизни.

    Кадр из фильма "Доживем до понедельника" (1968).
Кадр из фильма "Доживем до понедельника" (1968).

Кадр из фильма "Доживем до понедельника" (1968).

- Мало кто так радуется, а не бурчит: то власть не такая, то страна.

- А я всем доволен, я и вправду счастливый. Родился на Пасху - 24 апреля 1949-го. Все радовались, поздравляли друг друга с великим праздником: «Христос Воскрес!» Радуюсь и я тому, что Господь мне подарил жизнь. Мама говорила: «Юрка, ты счастливый у меня сынок». Так и есть. Я очень благодарен Богу, судьбе и людям, с которыми меня сводила жизнь. Благодарен Станиславу Ростоцкому - он снял меня в эпохальном фильме. Юрию Белову - руководителю курса в эстрадно-цирковом училище. Курс у нас был сильный. Толя Марчевский стал директором Екатеринбургского цирка, народный артист, объездил весь мир. Сосо Петросян - директор цирка в Ереване, жонглер, музыкальный эксцентрик, тоже везде побывал. Рома Казаков - играл с Винокуром интермедию «Доктор, у меня это». Вот с кем я учился. И это счастье. Если бы Юрий Павлович не взял меня в 1966-м в училище, уехал бы я в Самару, домой. Через год уже снимали «Доживем до понедельника», меня бы на тот момент просто не было в Москве, и взяли бы на роль двоечника Сыромятникова кого-то другого. А со мной неизвестно, что бы стало. Может, и побоялся бы на будущий год приезжать в столицу. Многие так думают: не получилось, ну и ладно, и сдаются. И у меня были сложности, но что уж о них говорить? Спасла семья. Что-то не получалось, жена поддерживала: «Не бойся, не пропадем». Самое главное - руки не опускать. Не сдаваться. Молодежи и детишкам всегда говорю: «Не бойтесь трудностей. Работайте. Учитесь. Все в ваших руках». Замечательно, что для детей есть фестивали, как «Солнечный остров» в Евпатории. В начале перестройки на обложках школьных тетрадей печатали портреты американских актеров. Я жутко возмущался. Мы с Наташей Варлей прилетели как-то на юбилей поселка под Тюменью, в аэропорту стояла будка, и в ней старушка продавала фото актеров из Бразилии и Мексики. Я спрашиваю: «Бабушка, а вы знаете их?» Отвечает: «Нет». - «Почему же тогда фото продаете?» - «А мне так сказали». Под Тюменью! И сейчас то же самое. Может, чуть поменьше иностранщины. Хотя по многим каналам все еще крутят песни на английском. Я певцов иностранных знаю, но люблю своих: Утесова, Вертинского, Шаляпина... Много у нас замечательных исполнителей, народных песен. И фильмы хорошие. Им и надо давать дорогу. Но пока все наизнанку. И на телевидении в кадре либо взасос целуются, либо бьют друг друга в кровь. Зачем это показывать?

-7

- А результатами своей работы чаще довольны?

- Когда все получается, жалею об одном - мой папа этого не видит. Он гордился мною, вырезал из газет каждую статеечку, фотографию. В детстве я занимался на Куйбышевской студии телевидения. И фильм о нас сняли после полета в космос Валентины Терешковой - «Орбита тайны». За участие в съемках гонорар дали, и родители купили мне часы. Я ходил такой счастливый. Мы выходили в прямой эфир - смотрит на тебя вся школа. Наутро приходишь: «Ой, а мы тебя видели!» И все. Ты артист. В моей жизни так и сложилось, и я Бога за все благодарю.