Было установлено, что 2-3 месячные младенцы уже могут различать цвета, особенно красный. К 1 году малыш может различать 3 основных цвета — красный, желтый, синий и 1 сложный — зеленый. Но проверить что именно видит годовалый карапуз еще довольно сложно. Поэтому до 1,5 лет основательно подходить к изучению цветов не стоит, но можно и нужно до этого возраста называть цвета автоматически в своей повседневной жизни и обращать на них внимание ребенка.
И только с 1,5 лет можно начинать целенаправленно и методично изучать цвета с ребенком.
При этом, до 2,5-3 лет изучаем только основные цвета — красный, синий, желтый, зеленый. После того, как ребенком хорошо усвоены эти 4 цвета можем добавлять к ним их оттенки. Вводим оттенки по одному. Не добавляйте новый цвет, пока малыш уверенно не усвоил предыдущий.
Существуют определенные этапы освоения цветов согласно нормативам по формированию сенсорных эталонов цвета (нейропсихология):
1 этап. Сначала ребенок учится соотносить цвета по образцу. Т.е. мы берем в руки какой- то предмет определенного цвета и просим ребенка «дать такой же». На этом этапе знакомства отлично подойдут кубики (пожалуй, у каждого в доме найдутся). Почему именно кубики? Потому что они все одинаковые и различаются только по цвету. Если на этом этапе разложить перед ребенком разные предметы разных цветов — он попросту запутается. Но, после знакомства с цветными кубиками обязательно нужно усложнять задания и находить предметы одинакового цвета среди различных предметов. Чтобы у ребенка не возникало ассоциаций с конкретным предметом (красным может быть не только кубик, но и машинка, ягодка, игрушка, варежки и т.д.).
Если ребенок успешно овладел этим этапом (приносит вам «такой же» кубик), это значит что ребенок готов и к изучению названия цветов и можно переходить к следующему этапу.
2 этап. Этот этап освоения цвета — по слову. У нас уже нет образца в руках и мы просто называем цвет: «Принеси мне зеленый кубик».
3 этап. Когда ребенок сам называет цвет- «Какой это цвет?» Понятно, что на этом этапе ребенок достигает возраста активного развития речи.
Все мы хорошо знаем, что ведущая деятельность у детей — игровая. А значит и изучение цветов должно проходить в форме игры.
В следующих постах расскажу, как мы изучали цвета. Не пропустите.