— Спрос рождает предложение.
— Интернет помнит всё.
Суть
При попытке изъять какую-нибудь информацию из общего доступа можно столкнуться с лавинообразным увеличением количества этой информации. То есть добиться полностью противоположного результата.
Другими словами, чем старательнее ты пытаешься что-то скрыть, тем скорее это вылезет наружу.
При чем тут Барбара Стрейзанд?
Однажды она обнаружила, что на сайте Pictopia.com появилась фотография ее дома. Вернее, не так: дом Барбары был изображен на фото рядом с другими такими же домами на побережье. Ну пришла в голову идея фотографам-активистам отснять всю береговую линию, что такого. И вообще, снимок был призван продемонстрировать эрозию почвы на пляже, но Барбаре подобная публичность пришлась не по вкусу.
Певица подала иск на 10 млн долларов против фотографа Кеннета Адельмана с требованием удалить фотографию. Она мотивировала это тем, что снимок нарушает ее права. К слову, кроме данного фото на сервисе были размещены еще десятки тысяч других подобных, а конкретно эта фотография была скачана всего шесть раз, из них два — адвокатом певицы. Завершились судебные разбирательства тем, что иск Стрейзанд отклонили и потребовали, чтобы она компенсировала судебные издержки автору того самого злополучного снимка.
Но самое интересное, что после того как дело предали огласке журналисты, количество просмотров фото резко увеличилось. Спустя месяц сайт посетили более 420 тысяч пользователей. А ведь не было бы всей этой суматохи, дом Стрейзанд на фото могли бы вообще не заметить, как и само фото в принципе. Так появился эффект Стрейзанд.
Теперь к нему относят все явления, при которых человек или группа людей стараются что-то скрыть, а вместо этого, наоборот, лишь приводят к еще большему распространению нежелательной для них информации.
Подобных случаев очень много, и вот самые яркие примеры.
Beyonce
Вы, наверняка, видели эти фото, которые в 2013 году адвокат Бейонсе «удалил» из сети после её выступления на Супербоул.
Среди множества фотографии Бейонсе на сцене было около пяти неудачных. Ну, подумаешь, их бы увидела аудитория одного сайта. Забыли бы. И, опять же, беда могла обойти знаменитость стороной, если бы ее пиарщица не попыталась избавиться от снимков. Она написала в издание, опубликовавшее серию фотографий, письмо с требованием удалить все нелестные кадры. И даже уточнила, какие именно. Но в издании вместо этого сделали отдельную подборку неудачных снимков Бейонсе и приложили к ним электронное письмо пиарщицы. Для начала это привлекло другие СМИ, а затем и обычные люди приняли эстафету и превратили фотографии в мемы.
Telegram
В июне 2017 года глава Роскомнадзора предупредил о возможной блокировке мессенджера Telegram в случае отказа от сотрудничества с российскими властями и передачи данных в рамках закона Яровой. Чтобы припугнуть пользователей ФСБ сообщила, что при подготовке теракта в метро Санкт-Петербурга 3 апреля 2017 года террористы использовали для общения именно этот мессенджер. Только вот людей это не оттолкнуло, а наоборот, после данных заявлений популярность приложения резко выросла и он вышел на первое место в топе App Store. Ведь все захотели владеть тем, что скоро может стать недоступным.
Samsung
Несколько лет назад один пользователь YouTube с ником Ghostlyrich выложил в сеть видео, в котором рассказал, что его смартфон от Samsung взорвался. Изначально ролик не был особо популярным — мало ли кто и что может рассказать. Но когда компания попыталась замять это дело, ситуация резко поменялась.
После того как компания Samsung обратилась к парню с просьбой снять нормальное видео взамен на новый смартфон, Ghostlyrich записал еще один ролик. В нем он наезжал на компанию и рассуждал о небезопасности ее продукции. Совсем скоро видео стало вирусным, а в интернете появилась масса других историй о взрывающихся смартфонах.
Исчезнувшие часы
В 2012 году в российских блогах и соцетях состоялось бурное обсуждение исчезновения часов с руки патриарха Кирилла на фотографии со встречи главы РПЦ с министром юстиции Александром Коноваловым. На фотографии, которая была опубликована на официальном сайте РПЦ, часы на руке патриарха были заретушированы, однако на лакированном столе осталось отражение.
Маскировка часов вызвала массу откликов. Впоследствии пресс-служба РПЦ извинилась за неудачную обработку и опубликовала фотографии с часами фирмы Breguet на руке патриарха Кирилла. Цена которых от нескольких миллионов. Всё стало понятно.
ВкусВилл
В 2021 году эффекту Стрейзанд подверглась удалeнная публикация «ВкусВилла» о гомосексуальной семье. Статья о них появилась на сайте магазина в разделе «Школа потребителя». Героями этой рубрики были разные семьи, которые рассказывали о любимых продуктах. После публикации рассказа с однополой парой и их детьми на компанию в соцсетях обрушилась критика. «ВкусВилл» удалил данную публикацию и извинился за то, что задел чьи-то чувства. Однако удаление статьи вызвало ещe больший скандал в соцсетях и большое количество обсуждений в СМИ.
Ли Беттс
После связанной с употреблением MDMA смерти британской школьницы Ли Беттс в 1995 году была развёрнута широкая пропагандистская кампания о вреде экстази. Исследования, проведённые на северо-востоке Англии, показали, что кампания посодействовала распространению сведений об экстази и, как следствие, подтолкнула молодёжь пробовать его.
Обобщённые примеры
- В Америке любые инициативы политиков закона о запрете оружия приводят к его массовой скупке.
- Когда кого-то из знаменитостей блокируют в Фейсбуке или Твиттере, то это ещё больше подогревает интерес аудитории к теме, из-за которой произошла блокировка.
- Правообладатели, которые пытаются огранить доступ к книгам или музыке, заставляют пиратов порождать новые и новые копии контента.
- Правительство активно преследует оппозиционеров и те приобретают всемирную известность.
- Блогер снимает ролик, в котором в пух и прах разносит современное российское кино, очевидно для того, чтобы плохого кинематографа стало меньше, но привлекает к нему больше внимания, чем официальная реклама.
Пояснение 1
Дефицит чего либо вызывает желание обладать этим. Так уж устроено наше восприятие, вскормленное тысячами лет конкуренции и борьбы за ресурсы. Нам всегда хочется обладать тем, чего мало, чем-то уникальным, редким. И, если маркетологи пользуются таким положением вещей осознанно, создавая искусственный дефицит или рассказывая из каждого утюга об ограниченных предложениях, то у ребят, которые пытаются что-то запретить или изъять из информационного поля, с планированием, как правило, дела обстоят похуже.
Если у вас сложилось впечатление, что всё это касается лишь информации в современных реалиях быстрого интернета и переизбытка данных, то это не так.
Допустим, на книгу Льва Толстого «В чём моя вера?» сразу после выхода наложили церковный запрет и изъяли весь тираж из производства. Но как-то же она дошла до наших времён и по сей день есть в свободном доступе в интернете.
Или ещё более древний пример. Это история про Герострата. Лет так за 400 до начала нашей эры этот древний грек сжёг храм Артемиды для того, чтобы прославиться, как он говорил. Его судили и, исходя из его мотивов, приговорили к двум вещам. Во-первых, его, конечно, казнили, а, во-вторых, всем остальным сказали строго-настрого забыть имя Герострата и поступок, который он совершил. Ну, то есть собрали всех, до кого смогли дотянуться и говорят, мол, забудьте, не было такого. Только вот, людей в черном тогда ещё не существовало и стереть память не получилось.
Пояснение 2
Эффект Стрейзанд от части обязан своим существованием реверсивной психологии или психологии от обратного. Если в двух словах, то жёсткие запреты и указания вызывают ровно противоположную реакцию.
- Вы запрещаете ребёнку материться, он начинает громко и радостно повторять ругательство раз за разом.
- Вы просите подругу никому не рассказывать о случившемся, и от этого желание не разболтать всё становится для неё невыносимым.
- Запрещаете человеку есть плоды от древа познания добра и зла, а он, ну, вы поняли.
Что делать-то?
Самое лучшее, что можно сделать, чтобы не страдать от эффекта Стрейзанд, жить честно и прозрачно. В таком случае вам просто не понадобится удалять никакую информацию.
Ну, а если ваши шкафы полны секретов, то научитесь хранить свои тайны, заботьтесь о сохранности данных и своевременном их уничтожении. Кто знает, может, совсем скоро вы окажетесь публичным человеком, и то самое видео, которое вы записали и скинули своей бывшему или бывшей в порыве страсти, попадёт к вашим недоброжелателям. Помните, что за медийными личности всегда следят. Постоянно работайте над репутацией.
Неплохой обезоруживающий способ работы с компрометирующими данными — это признание ситуации или даже публикация их от собственного имени. Жёсткий пример — клип Оксимирона на песню «Кто убил Марка?», где он вставил сцены компромата на самого себя.
Если превентивные меры не помогли, то не торопитесь с активными действиями. Иногда ситуация может казаться более значимой, чем она есть на самом деле из-за эффекта прожектора, о котором, я расскажу в следующей статье. Сначала стоит всё взвесить и решить, стоит ли игра свеч.
Меры быстрого реагирования
Вот, если всё же случилось такое и вы попали под эффект Стрейзанд, делаем следующее.
1. Размываем информационное пространство. Можно придумать новый яркий информационный повод, сделать какие-то дополнительные сливы не такой чувствительной информации. Так, при поисковом запросе по ключевым словам, будет появляться много других новостей, а тот самый чувствительный инфоповод быстрее уйдёт вниз.
2. Даём комментарий. Когда человек будет искать информацию о событии, он столкнётся с множеством объяснений, как и почему какой-то инцидент произошёл. Люди кидаются на интригу и, если сразу же эту интригу раскрыть и дать ей максимально скучное и прозрачное объяснение, то интереса к данной теме станет значительно меньше
3. Извиняемся. Если информация компрометирующая, но правдивая, то правильно взять на себя ответственность за случившееся и извиниться.
4. Опровергаем фейки. Если выложили ложный компромат, но тут важно попасть в раннюю волну распространения информации, иначе мало кто поверит.
И, наконец, элементарно стоит уважать право других людей на тайну и личное пространство. Так весь интернет да и люди в целом станут чуточку добрее.