Эта статья для жен, матерей, сестер мобилизованных. Нам всем сегодня непросто, но семьям моблизованных намного тяжелее, чем всем остальным. У них свои, не менее трудные, тыловые подвиги!
Семья создается для любви, счастья, рождения детей, созидания этого мира. Это отдельный микрокосмос, микромир, микровселенная со своим стройным налаженным порядком, со своими локальными внутренними и внешними конфликтами, со своими победами и разочарованиями, трудностями, кризисами и, увы, несчастьями и драмами.
Все, что касается одного члена семьи, проживают так или иначе, каждый по-своему, остальные члены семьи. Поэтому умножаются и радость, и страдание, и трудности. И преодолеть семье тяжелые времена одного или всех членов семьи можно только сообща, а значит в любое кризисное для семьи время нужно уделить внимание реальности каждого ее члена, даже самого маленького и будто бы ни на что еще не влияющего.
Мобилизован был муж по призыву или ушел на фронт добровольцем - для его семьи и его самого, конечно, это ознаменовало начало семейного кризиса - неопределенного по длительности и качеству протекания времени значительных перемен в жизни семьи.
Координаты помощи и поддержки мобилизованных и членов их семей: https://vk.com/wall3216217_8421
Мужчины героически отправились воевать, рисковать своим здоровьем, жизнью, благополучием, и за это им низкий поклон, почет и пожелание Божьей помощи и благословения на то, чтобы скорее целыми и невредимыми с победой вернулись они домой!
Жены с детьми, матери и отцы остаются дома, но и они теперь мобилизованы в новую семейную реальность, с которой как-то надо справляться в ситуации неопределенности, растерянности, стресса.
Наша психика очень неповоротлива, любит привычное, и с большой неохотой перестраивается на новый лад жизни несмотря на свои недюжинные адаптационные способности.
Именно поэтому плохо настраивают слова "Соберись!", "Должна!", "Будь сильной!", "Надо иметь мужество!"
Совсем непросто взять и собраться, мобилизоваться, нужно время принять себя растерянную, раздраженную, обозленную на весь белый свет, обессиленную, перепуганную, нуждающуюся в поддержке и помощи, обескураженную, разочарованную, может быть даже убитую горем и одиночеством.
Женщине на время нужно перестроиться и стать в семье и мужем, и женой, и мамой, и папой, и защитником, и нежной няней, со многим навалившимся на нее справиться.
А чтобы справиться, нужно сначала оправиться. Оправиться от новостей о военной операции и санкциях, от мобилизации, от разлуки, от утраты привычного хода жизни.
И на это нужны огромные внутренние психические ресурсы, которых у женщины в силу массы накопившегося до этого стресса (беспокойная работа, взращивание малолетних детей, проблемы со здоровьем, нелады в семейных и супружеских отношениях до мобилизации, финансовые и долговые проблемы, отстутствие помощи близких, психотравмы детства и взрослой жизни) может просто не быть.
Внимание общественности больше смещено на подвиг мужа, семья, остающаяся в тылу, как бы скрыта тенью. Она ведь остается в привычных мирных условиях. Так?
Так, да не совсем так.
Реальность и женщины, и детей кардинально меняется с отъездом мужа, папы на фронт. И ни в коем случае не умаляя значимости подвига воина в данной ситуации, я все же хочу немного переключить внимание на обстоятельства, в которых остается жена, и на ее будущие подвиги.
Остаться дома в семье за двоих - это тоже подвиг.
Понимать, что муж не в командировке, а на войне, находиться в ожидании его возвращения, переживать за него, хранить верность и себя в разуме и реальности - подвиг.
Принять, возможно внешне, но внутренне точно измененного боевыми действиями, мужа и найти новые точки опоры для счастливой семейной жизни дальше - подвиг.
Мужественно жить дальше в случае утраты супруга - подвиг подвигов.
Что-то происходящее вдруг, неожиданно, тем более, что-то опасное, страшное, непредсказуемое всегда вызывает острую стрессовую реакцию у всех его участников.
Это может быть ступор, замирание, отрицание реальности, может быть побег от реальности в работу, развлечения, несодержательное общение, зависимости, может быть гнев, агрессия, направленная на всех и вся, может быть обострение хронических заболеваний как вариант отключения от тягостной реальности.
Способ острого реагирования мы не выбираем. Его выбирает наша нервная система, психотравматика, если она, к сожалению, есть, психологические защиты. Здесь нет никакого повода для осуждения себя или других.
Очень опасно оставшейся супруге сказать себе "Должна!", "Надо!", "Муж на войне, соберись!" и взвалить все тяготы быта, воспитания, работы на одну себя, не рассчитав имеющиеся силы, ресурсы, не сберегая их, не прося о помощи и никого к ней не привлекая.
Такой способ реагирования на ситуацию кризиса также стрессовый, гиперкомпенсационный, на какое-то время позволяющий не замечать нарастающую тревогу, усталость, быстро переходящую в истощение.
Мужчина на фронте выполняет опасные, но четко поставленные, часто однотипные задачи, тогда как количество задач женщины, оставшейся на время без мужа возрастает кратно, ей приходится брать на себя обязанности, совсем ей не свойственные обычно.
Меняется реальность детей в семье, дети это не пропустят без свойственного им выплеска бурных эмоций и срывов в поведении, и все это также ляжет на мать.
Пару слов хочу сказать о вариантах психотравмы.
Реальная и масштабная угроза для жизни, наблюдение гибели боевых товарищей, с разной степенью силы, но травмирует каждого, кто такой опасности подвергается.
Однако, по утверждению специалистов часто те, кто непосредственно наблюдает страшные события и так или иначе действует в них (воюет, выживает, ищет убежище, лечит) психически травмируется гораздо меньше, чем те, кто является свидетелем происходящего (даже по СМИ, Интернету) и не может как-то влиять на события.
Это травма свидетеля.
Есть также травма воображения, которую человек наносит сам себе, фантазируя в красках о самых страшных исходах ситуации, которые могут и не случиться. Жены и дети, другие родственники, друзья, коллеги мобилизованных могут нанести себе такую травму, увы, тогда как в реальности они вернуться без тех повреждений тела и психики, которые представляются родным.
Совсем непросто переносить такие смутные, страшные времена тем, у кого есть психотравмы детства, переистощены ресурсы психики. Такие люди могут уходить в глубокую психологическую защиту разными способами, вплоть до отключения от реальности (растерянность в своей личности, в месте, пространстве, происходящем). В таком случае им может понадобиться медикаментозная психиатрическая помощь.
Какой бы болезненной ни была сегодняшняя реальность, но надо всеми силами держаться за нее, постоянно отслеживая и свое внутреннее состояние, и его соответствие происходящему здесь и сейчас.
Как бы там ни было, пригодиться мы можем только там, где находимся здесь и сейчас и только тем, кто с нами в непосредственном контакте.
Если супруга осталась с детьми, да еще очень маленькими, не способными позаботиться о себе, ее внимание должно быть сконцентрировано на их потребностях, а не только на переживаниях. Хотя это невероятно тяжело, ведь сердце не спрашивает, о чем болеть.
А порой именно детки, требующие заботы, помогают пережить разлуку с супругом и ужас происходящего.
Сейчас острая кризисная ситуация в разгаре, и психика каждого адаптируется к ней, как может, перестраивается на новый лад функционирования, и первоочередная задача для психики - обеспечить выживание нашего организма.
Для этого она использует три природных механизма - бежать, бить или замирать (для оценки происходящего, наблюдения, взвешивания решений).
Использует на свое усмотрение, поэтому ни в коем случае в экстремальной ситуации не стоит осуждать ни себя, ни другого за тот или иной способ реагирования. Иногда за хладнокровие и спокойствие, мужество может быть принято именно замирание, во время которого человек не способен адекватно действовать в реальности.
Также агрессия в ответ на неожиданный стресс - это выбор психики, как совладать с ним, а вовсе не враждебность к окружающим.
Количество беженцев не из мест военных действий впечатляет, но и это может быть действие адаптационных сил, осмыслить которые человек сможет только, когда окажется в безопасности.
Жены, оставшиеся дома после мобилизации супругов, могут поначалу проявлять любую, неожиданную даже для себя реакцию. Ее надо принять как данность, не ломая себя.
Если острые эмоции не подавлять, а проговаривать и проживать (чувствовать, проплакивать, прокрикивать, делать интенсивные физические упражнения или работу, быстро ходить), они скоро сделают дело перестройки организма на новый лад и уйдут.
Да, отрицательный эмоциональных фон в такие времена неизбежен, но он не помешает уже работать уму над решением насущных повседневных задач.
В интернете уже давно есть масса рекомендаций, как справиться с нарастающей тревожностью, не буду здесь давать еще и свои (к тому же это все сугубо индивидуально, у каждого свои способы совладания, точки опоры).
Я считаю, что гораздо важнее понимать, что с тобой происходит, почему, опасно ли это, важно слышать себя, сострадать себе и честно оценивать свои внутренние силы и внешние ресурсы на сегодняшний день.
Важно помнить, что в такие страшные времена лучше разделить свое горе с кем-то, рассказав, поговорив. Слова, идущие от сердца и искренние, даже самые неэстетичные якобы эмоции, творят гораздо большие чудеса, чем самые современные методики психотерапии.
Если чувствуете, что не справляетесь, ищите поддержку близких, друзей, бесплатную или платную психологическую помощь, духовное окормление, просите сил у Бога!
Мы все живые, нам бывает больно, страшно, одиноко, странно, мы можем быть сильно обижены, озлоблены, усталы, а в таких состояниях каждое самое маленькое насущное дело для поддержания своей жизни и жизни близких - уже геройство и подвиг.
Важно благодарить себя за то, что смогли преодолеть, сделать, а не осуждать за то, с чем не справились.
Нужно не только прожить эти времена разлуки, ожидания встречи, но еще и сохранить большую часть сил на жизнь дальше, после...
Надо обязательно мечтать о том, как здорово будет после. Именно предвосхищение того или иного результата всей душой, вера в него в итоге определяет реальность.
И это отнюдь не магическое мышление, это необходимая составляющая психической деятельности, двигающая нас шаг за шагом к победам или поражениям, и личным, и всеобщим.
Отчаяние, печаль, уныние - это то, что преодолевается доброй беседой и переосмыслением, молитвой, верой, заботой о зависящих от тебя. Это, безусловно, чувствуется в тяжелые времена, но не должно определять нашу жизнь, движение по ней. Нужно делать моральные усилия, чтобы проходить сквозь эти состояния, а не тонуть в них, не сдаваться им внутренне.
И делать это без участия неравнодушных людей, без поддержки подчас невозможно.
Не всегда это, увы, наши родные и близкие.
Но такие люди есть, и их стоит искать и находить. И разделять с ними свое проживание тяжелой участи.
После возвращения мужчин в семью с военной операции, после преодоления навалившихся трудностей супругой семейная жизнь продолжится дальше совершенно другими, незнакомыми доселе друг другу людьми, потому что такие события всегда трансформируют или, увы, деформируют изнутри.
Это также не стоит проживать в одиночку, отчаиваться, отгораживаться от мира. Психика людей очень пластична, жизнь динамична, просто вовремя нужно что-то отрегулировать, осмыслить по-новому. Меняемся мы сами, меняются реалии жизни, значит и способ жизни, общения, внутри- и внесемейной поддержки должен меняться.
Самая прочная опора человека в жизни - это смысл его жизни, его ценности. Чем они выше, тем сильнее духовная устойчивость, определяющая все остальные виды устойчивости.
Мы все наблюдали сколько реального горевания принес запрет на территории РФ Инстаграма, Фейсбука, как тяжело переживали люди утрату своей виртуальной жизни, в которой жить намного проще (как кажется), чем в не такой красивой и не так легко преобразуемой реальности. Но и то, что мы получаем из реальности, несравненно ценнее, чем виртуальное.
А лучшие ценности - это вечные ценности, поднимающие в любые времена из самых разрушенных руин внутри и вне...
Дорогие читатели, делитесь в комментариях под статьей своими мыслями, переживаниями, страхами, болью. Не молчите. Слово дано человеку не просто так. Через слово выносится все тяжелое изнутри. Через слово вносится облегчение, любовь, поддержка. Сейчас никак нельзя молчать.
Говорить сегодня и всегда спасительно. Но говорить откровенно и искренне о живом и важном, а не о праздном и опустошающем...
Божьей помощи и благословения всем!
Ваш психолог Евгения Спиридонова
Благодарю за внимание, лайк, подписку, финансовую поддержку канала!
Пишите в комментариях вопросы, ситуации, которые хотели бы проанализировать с моей помощью.
Предлагайте интересную тематику для статей.
Фото взяты с бесплатных фотостоков.