Вытянутый вдоль северного берега великолепной Авачинской бухты, длинный и неказистый Петропавловск-Камчатский только подчёркивает красоту роскошной камчатской природы, и типичную для прибрежных дальневосточных городов живописность рельефа.
Камчатка в советское время была закрыта для иностранцев местом, да и советским гражданам требовался пропуск, так что за инфраструктурой здесь особенно не следили, и потребности многочисленных военных были на первом месте.
А им, как известно, хорошие дороги только мешают (крошатся под гусеницами танков), да и со вкусом к хорошей архитектуре у них не очень.
Ну и войны на Камчатке с середины XIX века не было, так что не было и никаких комплексных планов реконструкции, и масштабных неоклассических архитектурных ансамблей в рамках восстановления города.
А в обычном порядке Петропавловску-Камчатскому в силу удалённости, небольшого размера, отсутствия промышленных предприятий государственного значения всего этого положено не было.
Так что росла камчатская столица постепенно, в основном вдоль главной дороги по восточному берегу Авачинской бухты.
Дорога эта в пределах города, в течение 25 километров меняет название 15 раз.
Многие места на севере города даже называются как остановочные пункты на какой-нибудь малодеятельной железнодорожной ветке: 5 км, 6 км, 9 км - по расстоянию по главной дороге от нулевого километра в центре города, у петропавловск-камчатского почтамта.
А прочие петропавловские улицы петляют по складам местности, по склонам сопок (и часто заканчиваются тупиками), или вытягиваются вдоль немногочисленных ведущих из города дорог.
Тем более, что в своей центральной и южной части ширина города мало где превышает 1 километр.
И только в северной части Петропавловска-Камчатского, где город поднимается от узкого берега Авачинской бухты на более-менее ровное плато между сопками и вырывается на оперативный простор, можно наблюдать привычные взгляду русского человека микрорайоны.
Собственно, тут и живёт больше половины 165-тысячного населения камчатской столицы.
Демографическая ситуация в городе лучше, чем в Камчатском крае, но ненамного: за постсоветские годы тут стало не на 40% меньше населения (как в регионе в целом), а примерно на 35.
Впрочем, в последние 10 лет население Петропавловска более-менее стабилизировалось.
В центральной части города на восток и юго-восток, в сторону Халактырки отходит "протуберанец" длиной в несколько километров, где есть и жилые микрорайоны, но всё же в основном промзоны.
Примерно на половину своей 25-километровой протяжённости город - это узкая полоска вдоль бухты (в южной части), которая резко расширяется севернее центра, за Мишенной сопкой, где сконцентрированы крупнейшие спальные микрорайоны.
Кроме того, есть ещё городские кварталы и пригороды на востоке, на идущей до Халактырского пляжа равнине, но там больше промзона и частный сектор. Крупных промышленных предприятий в Петропавловске, как и на всей Камчатке, нету, и почти все индустриальные мощности города - это обеспечение местных потребностей, за исключением рыбопереработки и судоремонта, которые сосредоточены вдоль берега Авачинской бухты.
Ну и практически вдоль всей длины города - портовые терминалы.
Но, конечно, гораздо больше в глаза бросается не хаотичность застройки и планировки, а неблагоустроенность и общая неприглядность облика города.
После Петропавловска я было решил что именно он - самый неважно выглядящий региональный центр России, но посещённый чуть позже Якутск отобрал у камчатской столицы этот почётный статус.
В Петропавловске, несмотря на его размер (больше 200 тысяч жителей в конце советского периода), никогда не было троллейбуса, а в то время это был не последний стимул поддерживать в приемлемом состоянии хотя бы главные улицы города, ведь троллейбусы особенно чувствительны к ямам.
Впрочем, в последние годы основные петропавловские улицы приведены в порядок.
Да и городская автобусная система очень даже неплоха.
Но стоит только отойти от основных магистралей - и качество асфальта там становится хуже, а тротуары порой исчезают вовсе.
А стоит только выехать из города, почти в любую сторону - и автодорога быстро становится грунтовой.
Даже на знаменитый Халактырский пляж можно доехать только по пыльной гравийке.
Во дворы благоустройство только начинает приходить.
И значительная их часть по-прежнему представляют собой заасфальтированные пустыри - как будто мы на Крайнем Севере, а не в краю трав выше человеческого роста.
Дефицит общественных пространств чувствуется: на весь обширный город - лишь несколько маленьких парков, и изобилие дикой природы прямо у домов окраин этого не компенсирует.
Хотя, кажется, недавно такого в камчатской столице не было в принципе, и островки качественной городской среды появились в самых разных местах города - от вершины Мишенной сопки над центром города до Халактырского пляжа в пригороде.
Из-за сейсмической опасности долгое время в Петропавловске строили только пятиэтажки, и даже сейчас они составляют основную часть жилого фонда.
Хотя уже в советское время возвели какое-то количество девятиэтажек и даже парочку шестнадцатиэтажек, а в последние годы тут появилась даже стеклянные офисные здания под двадцать этажей.
Петропавловские пятиэтажки - в основном панельные, в сыром климате быстро становящиеся обшарпанными, а железные листы, которыми традиционно защищают торцы таких домов от безудержного камчатского ветра, быстро становятся рыжими от ржавчинами. С дефектами, изъянами, ветхостью домов в Петропавловске-Камчатском борятся традиционными для этих мест методами - чаще всего их обшивают сайдингом или каким-нибудь другим пластиком.
И этой участи не избежали ни здание краевого правительства, ни здание драмтеатра на главной площади города.
Петропавловск - город не очень молодой, но бо́льшую часть своей истории он был маленьким и деревянным, и даже довоенных зданий в городе осталось совсем немного.
Но и их совсем не берегут: ветхие строения порой даже не обшивают сайдингом, а чаще просто сносят, какие-то здания просто забрасывают и они разрушаются постепенно, даже в самом центре города.
Так что городская ткань во многих местах буквально рвётся, на неё не всегда ставят заплаты, и один городской ландшафт сменяется другим.
Пустыри и заброшки можно увидеть в любом районе камчатской столицы, но больше всего их в историческом центре и на окраинах.
Как результат, компактный петропавловск-камчатский центр - не самое оживлённое место в городе, а кое-где он откровенно печален.
Хотя пара улиц с исторической застройкой всё же сохранилось.
Но что же в Петропавловске- Камчатском хорошего?
Кроме видов на город и бухту с Мишенной сопки, пары новых общественных пространств, прекрасных пешеходных маршрутов по горам и лесам в непосредственной близости от города.
Как транспортник, сразу могу назвать автобусную систему.
Это вообще довольно удивительно: в крупных дальневосточных городах, где уровень автомобилизации один из максимальных в стране, качество городского общественного транспорта явно выше среднероссийского.
Отчасти это объясняется доступностью бэушных автобусов из Южной Кореи.
Но и сама по себе организация автобусной сети очень даже неплоха.
Петропавловск-Камчатская автобусная сеть - это в основном протяжённые маршруты через весь город, с небольшими интервалами, нередко обслуживающие конкретные радиальные линии в одиночку или малым числом.
Периферийные конечные - это транспортные узлы, от которых могут отходить локальные маршруты в пригородную зону, но главный транспортный узел расположен в центральной части города, чуть севернее исторического центра.
Именно центральный транспортный узел - это истинный центр Петропавловска, тем более что тут находится ещё и краевая больница, и крупнейший торговый центр.
Отсюда можно уехать в любую точку Петропавловска-Камчатского и обширной городской агломерации, концентрирующей до 70% населения региона, а вот немногочисленные дальние автобусные маршруты отправляются от автостанции "10 километр" на северо-западной окраине города, у основного выезда из камчатской столицы.
Вообще, Петропавловск-Камчатский очень необычен в плане транспорта: это крупнейший российский город, где нет железнодорожного сообщения (даже грузового, как в Норильске), пассажирского водного сообщения во внешний мир последние десятилетия тоже нет, так что единственный способ попасть в город из внешнего мира для обычного человека - это на автобусе из аэропорта Елизово.
Из-за того, что на Камчатке почти все население и инфраструктура сосредоточены в краевой столице, внешние транспортные связи в Петропавловске мало заметны, и деление между городским и междугородним сообщением гораздо хуже выражено, чем это обычно бывает в России.