Найти тему
Мяч над сеткой

«Смотрела на очередное возвращение Татьяны Кошелевой – и вдохновлялась! История Светланы Масалевой. Часть вторая

Всем привет, с вами «Мяч над сеткой»! О юных волейбольных годах либеро краснодарского «Динамо» вы уже знаете. Сегодня – вторая часть интервью со Светланой Масалевой, она расскажет и о невидимой большинству зрителей части волейбола, и о знаковых моментах карьеры, и об удивляющих соперниках. Вперед!

Как у любого либеро, есть у Светланы своя профессиональная драма – куда же без нее! Начинался волейбол для Масалевой в атаке, но потом природа скорректировала выбор амплуа. Читайте!

Ориентир на Подкопаеву и Де Дженнаро

«В детстве я играла нападающей, - вспоминает Светлана. Когда ты маленький-удаленький, да еще сетка ниже, атаковать можно с любым ростом. Тогда я мечтала быть нападающей. К тому же родители у меня по метр восемьдесят – надеялась, что резко вырасту. Но лет в 14-15 уже поняла, что высокой не буду. Остановилась на 172.

Досада из-за этого чуть-чуть появилась, но не более. «Что я могу с этим сделать? Ничего. Поэтому нет смысла переживать. Не выросла – так не выросла. Значит, буду либеро». Так я тогда подумала.

Своим основным резервом Светлана считает игру в защите
Своим основным резервом Светлана считает игру в защите

В команде из Гатчины я играла и связующей, но когда в Казань пригласили, понимала, что на профессиональном уровне смогу быть только либеро. Хотя и в молодежной команде приходилось иногда связующую подменять. Катю Лазареву отдали в аренду, на замену ей никого не взяли, осталась одна связующая. Тренер меня спросил: «Пасовать умеешь?» - «Умею». – «Давай». Но выходила только на несколько эпизодов.

В команде у либеро нет какого-то специального прозвища. Может «либерушки»? (Смеется). Или иногда может проскочить: «малышка».

Сейчас ориентиром для себя в своем амплуа считаю Анну Подкопаеву и Монику Де Дженнаро. Мне еще прибавлять надо. Основной резерв для себя вижу в защите. Надо научиться защищаться лучше. Что для этого надо? Позицию лучше выбирать.

Играть планирую лет до 35. Это если с перерывами на рождение детей. Но пока об этом думать рано, лет до 28-30 рожать бы не хотелось»

Испытание травмой и добротой

«Не считаю, что для либеро нужен какой-то особенный характер. Знаю многих девчонок–либеро – и характер у многих сильно отличается. На мой взгляд, главное чтоб этот характер был – тогда можно добиться успеха в любом амплуа.

Про себя могу сказать, что впервые испытание характера случилось, когда приехала в училище олимпийского резерва в Казани. Тяжело было. Давление тренера, трудные тренировки, все для меня другое. Там было только два возможных итога: или выдержишь или закончишь. Еще, конечно, испытанием стала тяжелая травма – в мае 2018 года я порвала крестообразные связки. Психологически стало дискомфортно, думала про себя: «я ж только начинаю, еще даже не заиграла – и вот…»

Светлана говорит, что в сложный период карьеры пришлось справляться и со своими мыслями. А они появлялись всякие...Фото: из личного архива Светланы Масалевой
Светлана говорит, что в сложный период карьеры пришлось справляться и со своими мыслями. А они появлялись всякие...Фото: из личного архива Светланы Масалевой

Операция – не самое сложное. Сделали – и ты пошел. А вот настроиться на все восстановительные процедуры и все их выполнять – это очень важно. Еще ведь в такие периоды психологически надо выдержать. Мысли то появлялись разные. Какие? «Травма тяжелая – вдруг когда на площадку вернешься, уже не будешь такой, как раньше» Да, и это проскакивало.

Но вдохновлял пример наших знаменитых волейболисток. Та же Татьяна Кошелева сколько раз травмировалась - и всегда возвращалась на свой уровень! Такие примеры добавляли сил и оптимизма.

Какой у меня характер? Если попросят охарактеризовать одним словом, то буду выбирать между веселой и трудолюбивой. Наверное, все-таки веселая. А еще очень добрая. Тренер иногда призывает погромче быть в игре, взбодрить замечанием команду, если надо. Я высказать замечание могу, но для этого меня понадобится завести очень сильно. За пределами площадки доброта мне пока не мешала. Но кто знает – может за мою мягкость еще «прилетит» (Улыбается). Например, мне тяжело ответить на грубость тем же самым. Это не значит, что я готова в свой адрес любые слова терпеть, здесь тоже есть предел. Но отвечать грубостью не хочется»

Удивительный матч против папы

«После отъезда из Казани сначала было грустно, а когда пришла в «Спарту» тоска быстро улетучилась. И в волейбольном плане все складывалось хорошо. Я играла постоянно, мы выступили достойно – заняли третье место. Хороший результат. А вскоре сюрприз – нас включили в состав участников Суперлиги! Это было приятное удивление. После завершения сезона никто из нас об этом не знал. Состав на следующий сезон у нас был уже сформирован – под высшую лигу «А». И вдруг сообщают, что будем играть в Суперлиге! Тогда я в ней по настоящему и заиграла.

Многие бывшие игроки "Спарты" сегодня  на виду в Суперлиге. Фото: волейбольный клуб "Спарта" (Нижний Новгород)
Многие бывшие игроки "Спарты" сегодня на виду в Суперлиге. Фото: волейбольный клуб "Спарта" (Нижний Новгород)

тяжелые тренировки. В «Спарте» мы часто занимались по три часа, включая тренажерный зал. Там нагрузки были очень высокие. Полтора часа в «тренажерке», потом – полтора на площадке. Говорили, что в Сербии так тренироваться тоже принято. И это дает результат.

Еще Радивоевич запомнился легким отношением к жизни. Слободан мог и поругать за ошибки, и успокоить. Когда видел, что расстраиваешься и переживаешь, подбадривал, говорил: «это ж просто мяч.

В конце моего второго сезона в «Спарте» мы оказались соперниками с моим папой – он руководил «Ленинградкой». Матч последнего тура регулярного чемпионата для обеих команд уже ничего не решал. Я знала, что папа будет руководить игрой, но предполагалось, что у «Ленинградки» выйдет смешанный состав. А вышла одна молодежь! Когда мы на разминке это увидели, то удивились. Показалось странным – все-таки Суперлига!

Но я нашей реакции уже не помню. Наверное, переглянулись с девчонками в недоумении. Подробности матча тоже не запомнились. Зато эмоции сохранились – выиграли и особо не обрадовались.

Могла ли я сама когда-то оказаться в «Ленинградке»? Сомневаюсь. Когда я была уже в Казани, доходили разговоры, что в «Ленинградке» удивлялись: «почему это она не к нам пошла». Но лично я этих разговоров не слышала, и не знаю, велись ли они на самом деле. Приглашения от «Ленинградки» никогда не поступало»

Волейбол и рисование

«В Краснодаре когда идем с командой – все с рюкзаками и кто-то одет в экипировку, нас часто узнают болельщики. Подходят чужие незнакомые люди, но осведомленные. Спрашивают: «когда у вас начинается сезон». Приятно, что в Краснодаре за нами следят. А сама я люблю гулять по центру города. Но про спорт меня никто никогда не спрашивал - я маленькая и незаметная (Улыбается).

Кстати, в детстве у меня была серьезная альтернатива волейболу. Я же когда в спортивной школе занималась, ни о чем глобальном не задумывалась. Даже структуру нашего волейбола не знала – не представляла, что есть молодежная лига. О том, что можно попасть в Суперлигу – даже не мечтала. Параллельно с волейболом занималась в художественной школе. Мы тогда жили еще в ленинградской области, так я думала, в санкт-петербургское училище поступать. Но когда пригласили в Казань – согласилась сразу.

Но тяга к рисованию у меня сохранилась – я очень люблю рисовать. Может быть после завершения волейбольной карьеры займусь этим серьезно»

Отпускной пейзаж. Живопись была для либеро краснодарского "Динамо"  альтернативой волейболу. Фото: из личного архива Светланы Масалевой
Отпускной пейзаж. Живопись была для либеро краснодарского "Динамо" альтернативой волейболу. Фото: из личного архива Светланы Масалевой

Если вам интервью понравилось – вы лайкнули. А если нпознавать волейбол с нами намерены и дальше, то вы обязательно подписались!