Буллинг был, есть и будет актуальной темой для рассуждений всегда. В данной статье, мы разберём с вами, какие виды буллинга бывают, как с этим справляться и что предпринимать.
Виды буллинга:
- Физический. Подразумеваемый собой толчки, пинки, избиения, насмешки, конфликты и т.д
- Социальный. Включает в себя прямые оскорбления и унижения, игнорирование, ложные сплетни и слухи.
- Кибербуллинг.
- без присутствия жертвы,
- распространение заведомо ложных сплетен, слухов.
Чем же по итогу буллинг отличается от проявления той же агрессии? Например, как унижения, оскорбления и т.п?
Буллинг - это ситуация, в которую оказывается втянут весь класс(и не только) и эта ситуация является для всех стрессовой. Признаками данного действия являются: повторение ситуаций, а также, буллинг проявляется только в присутствии большого скопления людей, жертва ощущает чувство беспомощности.
Рассмотрим точку зрения трёх ролей. Обидчик,жертва и свидетель.
Жертва:
Как отмечают психологи, жертвой может стать кто угодно, в независимости от твоего пола, национальности, одежды , внешнего вида, и многое другое. Чаще всего, жертвами травли становятся дети с повышенным уровнем тревожности, имеющие трудности в обучении, с заболеванием ОВЗ, с хроническими заболеваниями, обучающиеся из семей с низким социально-экономическим статусом, иноязычные дети, не имеющие опыта общения со сверстниками.
Как правило, подростки и дети , подвергающиеся данному влиянию со стороны обидчика, попадают в психологическую ловушку. Они начинают думать, что это их вина, может, если бы я выглядел(а) по-другому , жил в большем достатке или был другой национальности - все было по-другому. Также, к этому может добавиться влияние близкого ему(ей) окружения людей, с советами подобие: «тебе нужно сбросить пару кг», « тебе бы было неплохо исправить кривые зубы» и пр. Это только усугубляет чувство вины у ребенка.
Вторая проблема - это страх рассказать взрослым. Дети боятся осуждения и упрёков со стороны взрослых, боятся , что их не поймут, боятся расстроить. Ведь, если мальчик подойдёт например к отцу, и скажет, что его задирают, тот кинет смешок, что он не может проявить мужество, девочка может бояться расстроить маму, сказав, что над ней издеваются за национальность. Поэтому, чаще всего, данные действия умалчиваются и хранятся в себе.
Обидчик:
Нужно понимать, что агрессоры, как правило, самоутверждаются в буллинге за счёт кого-то. В частности, мальчики выдвигаются в плане физической травли, девочки же больше выступают как организаторы - слухи, сплетни распространение ложной информации, злые и обидные шутки. Как правило, такие агрессоры имеют лидерские качества, но у них плохо развиты качества, как: умение договариваться и уступать, преобладает эгоцентризм. Есть же случаи, когда у обидчика бывают разные психологические расстройства, в таких случаях , помогут только специалисты в этой сфере.
Чаще всего, такое поведение связано с преобладанием "популярности", "власти". У таких людей всегда есть рядом помощник, что поддакивает в нужный момент.
Также, есть точка зрения « свидетелей», который наблюдали за всей картиной происходящего. В этот момент, у них в голове происходят разные мысли: страх, неуверенность, равнодушие и т.п
Можно выделить также разные типы свидетелей:
- Равнодушные. Которые абсолютно закрывают глаза на то, что происходит , обходят стороной.
- Отрицающие. Им не нравится происходящее, но они сами боятся стать жертвой буллинга.
- Поощряющие. Те, кому нравится данная ситуация.
Это характерно как для учеников, так и для учителей, что становятся свидетелями.
На что же нужно обратить внимание взрослым?
С позицией жертв, говорите с детьми, объясните им, что они могут рассказать взрослому, которому доверяют, это может быть кто угодно: дядя, тетя, сестра, брат, учитель, мама, папа и т.д, если по каким-то причинам, ребенок не хочет обсуждать с родителями , это нельзя держать в себе.
Если наносится физический или псих.вред - жертва должна четко понимать, что это уголовно наказуемо. Важно научить ребенка управлять своими эмоциями. Помочь ребенку отрабатывать навыки уверенного поведения: взгляд в глаза, расправленные плечи, уверенный голос.
Со стороны обидчика. Необходимо, чтобы взрослые контролировали выполнение правил всеми учениками — и двоечниками, и отличниками, при этом сами педагоги не должны нарушать запреты в отношении учеников.
Со стороны свидетелей. Необходимо предпринять срочные действия по прекращению буллинга. Самая правильная реакция — быстрая реакция, чем меньше времени пройдет с момента, когда вы узнали о травле, тем выше шансы ее прекращения.
Что же делать самим людям, которые подверглись травле?
Начните анализировать свои действия, найдите причину того, за что началась травля.Это может быть ваш образ, который вы создали, не умение вливаться в коллектив и комунифицировать с людьми.
Проанализировав свои действия, находите решение, что можно изменить, как можно найти подход к «обидчикам», поменяйте свою структуру общения и мышление полностью, найдя проблемы источника травли - вы найдете решение , как избавиться от этого.
Если же вас травят за лишний вес, не закрывайтесь в себе, это только будет отталкивать и заставлять подшучивать над вами остальных, можно подбирать правильную одежду, начать следить за собой, переводить данные подкалывания в юмор, например:
— « ты толстый(ая)».
— « да, а ты дрыщ, идеальные товарищи.»
Научитесь отстаивать свое «я». Ведь, обидчик - это всегда исполнитель, под влиянием коллектива. К примеру, сидит кучка ребят и обсуждают вас, какой вы плохой, подходит главный объект ваших насмешек:
— « да, я согласен, пойду устрою ему взбучку.»
Не всегда насилие на насилие может привести к тому, что вас перестанут гнобить. Научитесь правильно позиционировать себя в обществе, находить взаимовыгоду с того или иного учащегося, не убегайте и не закрывайтесь в себе при первой такой встречи с обидчиками, не проработав это сейчас, не меняя что-либо в себе, вы будете дальше убегать от этого, но меняться ничего не будет. Вы будете передвигаться с одними и теми же проблемами дальше по жизни, они никуда не денутся. Эта тема останется с вами в дальнейшем, тема буллинга также останется с вами.
Удачи! 😉