Найти тему
Правовой.Центр

Конституционный суд обязал пересмотреть законы, регулирующие жилищные права военнослужащих-иностранцев, вступивших в гражданство РФ

Оглавление

В октябре 2022 года Конституционный Суд РФ вынес очередное решение. Он установил, что жилищные права военнослужащих-иностранцев подлежат защите в той же мере, что и у российских граждан.

В результате должна быть прекращена дискриминация тех, кто с оружием в руках защищает интересы России.

Начало истории

Гражданин Армении Степанян проходил службу как пограничник в российских частях с 2005 до 2019 года. В 2019 году он приобрёл российское гражданство, а в 2020-м, ожидая увольнения по возрасту, обратился в жилищную комиссию части. В своём заявлении он просил признать себя и членов своей семьи нуждающимися в жилье, которое предоставляется по договору социального найма.

Однако жилищная комиссия отказала ему. Мотивирован отказ был тем, что право на жилище, установленное ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих», распространяется только на граждан Российской Федерации, проходящих службу по контракту. Сам же Степанян хотя и служил, но из всего времени выслуги гражданином был только около 1 года – а абз. 12 ч. 1 указанной статьи требует выслуги не менее 10 лет.

Степанян был вынужден обратиться в суд.

Позиции судов

5 гарнизонный военный суд 17 июля 2020 года рассмотрел заявление Степаняна и оставил его без удовлетворения.

Суд указал, что из текста абз. 12 ч. 1 ст. 15 ФЗ «О статусе военнослужащих» следует, что в период выслуги, который учитывается при обеспечении жилым помещением, должен включаться только тот срок, когда у военнослужащего было российское гражданство, и срок этот составляет 10 лет.

Степанян же, отслуживший намного дольше и действительно не имеющий жилья ни в России, ни на родине, всё это время оставался гражданином Республики Армения, а российское гражданство он принял лишь за год до увольнения. Следовательно, в постановке его семьи на учёт, как нуждающихся в жилье должно быть отказано.

Решение гарнизонного суда было позднее оставлено без изменения в апелляционной инстанции (определение коллегии Южного окружного военного суда от 11 ноября 2020 года) и кассационной (определение Кассационного военного суда от 16 февраля 2021 года).

В рассмотрении кассационной жалобы на рассмотрение Верховного Суда РФ Степаняну было отказано определением судьи ВС РФ от16 июля 2021 года.

Из-за того, что ситуация касалась уже не позиций судов, а смысла самого законодательства и его соотношения с Конституцией РФ, Степанян обратился в Конституционный Суд РФ с жалобой. В ней он требовал проверить, соответствует ли Конституции РФ положения абз. 12 ч. 1 ст. 15 ФЗ «О статусе военнослужащих» в той части, которая говорит о защите жилищных прав лишь тех военнослужащих, которые являются гражданами России.

Решение КС РФ

КС РФ, рассматривая жалобу и материалы дела, установил, что Степанян в своей жалобе ссылался на нормы Конституции РФ, а именно:

  • ст. 2 –обязанность государства защитить права и свободы человека;
  • ч. 1 и 2 ст. 6 –гражданство РФ является равным вне зависимости от того, по каким основаниям приобретено, и каждый гражданин имеет равные права и несёт равные обязанности;
  • ч. 3 ст. 17 – осуществление прав и свобод не должно нарушать права и свободы других лиц;
  • ч. 2 ст. 19 – равенство прав и свобод всех граждан, независимо от происхождения, расы, пола и других обстоятельств;
  • ч. 3 ст. 40 – право малоимущих на получение жилья в установленном законом порядке.

Заявитель считал, что абз. 12 ч. 1 ст. 15 ФЗ «О статусе военнослужащих» не соответствует этим нормам в той части, в которой допускает учёт выслуги для военнослужащих лишь то время, когда у них было гражданство России.

КС РФ счёл, что обязанность государства предоставлять жильё нуждающимся гражданам действительно закреплена в ст. 40 Конституции, а оспариваемая статья закона – это конкретный механизм реализации этой обязанности. Также КС РФ отметил, что военная служба – это особый вид госслужбы, напрямую осуществляемый в интересах России, и поэтому для военнослужащих должны быть предусмотрены особые гарантии и защита их прав. При этом:

  • граждане РФ имеют равный доступ к госслужбе (ч. 4 ст. 32 Конституции РФ);
  • труд свободен, каждый вправе самостоятельно выбирать занятие и профессию (ч. 1 ст. 37);
  • защита России – долг и обязанность её граждан, осуществляемая в соответствии с законом (чч. 1 и 2 ст. 59).

Ранее КС РФ неоднократно указывал на особый характер военной службы и на особые отношения между военнослужащими и государством (постановления №5-П от 2007 г., №3-П от 2010 г. и т. д.).

Федеральный закон в оспариваемой норме действительно защищает в первую очередь права военнослужащих-граждан России. Однако при этом законодательство не запрещает доступа иностранцам ни к военной, ни к государственной службе. Более того, нахождение иностранцев на военной службе соответствует интересам Российской Федерации.

Соответственно, порядок исчисления их выслуги должен быть досконально определён на законодательном уровне. Однако реально этого сделано не было:

  1. Действующие правила, установленные постановлением Совета Министров – Правительства РФ №941 от 1993 года, не дают однозначного ответа на то, включается ли срок службы иностранца в общую выслугу – при условии, что позднее военнослужащий получил российское гражданство.
  2. Военная служба иностранных граждан для охраны границы федеральным законодательством не предусмотрена с 2007 года, поскольку эти вопросы были переданы в ведение не Министерства Обороны, а ФСБ (Федеральной службы безопасности). Однако действующее российско-армянское соглашение по-прежнему позволяло гражданам Республики Армения служить в воинских частях России, размещённых на территории Армении, в том числе и занятых на охране границы.
  3. Соглашение между Россией и Республикой Армения предусматривает, что служба в пограничных частях засчитывается армянским гражданам как служба в вооружённых силах именно Армении. Гарантии, льготы, страхование и жилищное обеспечение для них действует в соответствии с армянским законодательством. Однако это касается лишь граждан Армении – а конкретно Степанян к окончанию службы уже был российским гражданином. Это противоречие законом не устранено.
  4. Ст. 15 ФЗ «О статусе военнослужащих» должна рассматриваться во взаимосвязи со ст. 10 этого же закона, которая говорит о гарантиях со стороны государства по увеличению числа льгот и компенсаций, зависящих от времени службы. Порядок же исчисления срока точно не определён.

В результате КС РФ пришёл к следующим выводам:

  • Абз. 12 ч. 1 ст. 15 ФЗ «О статусе военнослужащих» не соответствует Конституции РФ в том смысле, в каком даёт возможность при исчислении сроков службы для иностранцев, получивших позднее гражданство РФ, принимать во внимание только их выслугу в качестве граждан РФ.
  • Противоречия, связанные со статусом военнослужащих-иностранцев, должны быть устранены законодательной властью.
  • После того, как изменения законодательства вступят в силу, конкретное дело Степаняна должно быть пересмотрено в установленном порядке.

Постановления КС РФ вступило в силу после официального опубликования, обжалованию не подлежат и подтверждений со стороны других органов государственной власти не требуют.

Центр юридической поддержки граждан России. Подпишитесь на наш телеграм канал