Сегодня мы смеемся над мемами, картинками и смешными роликами, в конце прошлого века мы рассказывали короткие анекдоты, в конце позапрошлого – анекдоты чуть подлиннее. Но все наши мемы, шутки и анекдоты восходят к средневековой культуре смеха, которая имела свои особенные и даже странные для современного человека черты.
Откуда пошел юмор Средневековья
Средневековый юмор или, правильнее сказать, смеховая культура Европы – та, что дошла до нас в письменных памятниках – началась с восточных легенд, которые принесли на западные земли участники крестовых походов и немного переработали их на христианский лад.
12 – 13 вв. – время появления первых юмористических произведений в Европе. Местом распространения развлекательных смешных рассказов стали в первую очередь города, поэтому произведения приобрели городские черты: описываемые события происходили в конкретных городах, а главными героями были городские жители. Такие юмористические рассказики начали появляться сначала во Франции, затем в Италии и Германии.
Над чем смеялись
А смеялись над тем, над чем смеются и сейчас – грубость и цинизм: шутки ниже пояса, гастрономические и эротические остроты, шутки с переодеваниями мужчины в женщину и наоборот. Правда сегодня такой юмор считается «детским», юмором низкого уровня; высший пилотаж - распознавание глубоко закодированных постмодернистских шуток. Разумеется, в средневековье ничего такого не было и в помине, поэтому смех над пошлостями был вполне в рамках той нормы.
Тем не менее, не все средневековые шутки понятны нам сегодня. Некоторые из них настолько банальны и странны, что утратили эффект, благодаря которому мы можем испытать удивление и смех.
Запретил врач одному больному принимать в пищу свинину, молоко, рыбу, овощи и т.д. Больной возразил: «Все бы хорошо, но без рыбы мне не обойтись, потому как я рыбак». Врач посоветовал: «Вкушайте же только рыбий хвост, он не приносит вреда, ибо находится под водою в беспрестанном движении». – «Коли так, - заметил больной, - то не худо бы мне полакомиться и языком моей супружницы, он-то уж находится в беспрестанном движении и днем и ночью». Поэтому не след слушать врачей.
Йоганнес Паули. Сборник «И в шутку и в серьез», 1522 г.
Перевод В. Топорова
При чем здесь карнавал
Карнавал – всеобщее городское празднество, которое появилось в городах в позднее Средневековье, начиная с 13 в., и широко распространилось в Западной Европе в 14 – 15 вв. Карнавальная культура явилась как бы пародией на привычную официальную публичную жизнь. «Второй мир», «мир наизнанку» - так назвал карнавал один из крупнейших исследователей смеховой культуры Средневековья М.М. Бахтин.
Карнавал происходил раз в год, и людям было позволено в этот период сбросить с себя оковы повседневности, перестать быть послушными и благопристойными бюргерами и показать обратную сторону благочестивой жизни. Это и была "изнанка": фривольное поведение, переворачивание всего с ног на голову, смешение верха и низа, лица и зада, переодевания, праздники шутов и выборы «карнавального» Папы Римского, пародии на церковные обряды, замена мудрости глупостью и пьянством, честности – враньем, денег – испражнениями.
Про то, как невеста пустила ветры в постели
Сыграли в одном доме свадьбу. А ночью легли молодые в постель и провели там уже изрядное время – и тут новобрачная (не в обиду ей будь сказано) пустила ветры, ах ты Господи, и сама же перепугалась. Надеясь, однако же, что муж, может быть, ничего не услышал, она приподняла одеяло и легонько помахала им, выпуская запах наружу, чтобы муж ничего не почувствовал.
А молодой супруг, только притворявшийся спящим, но прекрасно все слышавший, издал в ответ звук куда более мощный и длительный и сказал своей нежной жене: «Милая, если тебе нравится работать привратником, то выпусти из постели, пожалуйста, и его!» Добрая женщина чрезвычайно устыдилась и зареклась на будущее от подобной несдержанности.
Мартин Монтан. Сборник «Дружок в дорожку», 1557 год.
Перевод В. Топорова
Карнавал дарил средневековому человеку чувство свободы, освобождал от забот, снимал все официальные ограничения и запреты, освобождал от серьезности и страха. В нем отражалось стремление горожан к сытости, плодородию, здоровью, изобилию, в нем выражалось земное торжество жизни, а не восхваление жизни загробной, как это было обычно принято. Все понимали, что карнавал быстротечен и скоро вновь придется вернуться к повседневности, поэтому отдавались его порыву со всей страстью.
Постепенно карнавал перекочевал в литературу. В юмористических произведениях средневековья есть многие карнавальные черты: образы шута, дурака, петрушки, черта или дьявола, а также переодевания, обманы, возлияния и многое другое. Эти образы и темы мы до сих пор встречаем во многих современных шутках, не обязательно литературных. Они суть то, что досталось нам от средневековой смеховой культуры.