[ Смотреть видео на сайте НТВ ]
Великобритания на этой неделе получила нового премьера. Им стал политик Риши Сунак. Его родители — пенджабские индусы, а жена — дочь миллиардера Нараяна Мурти, которого пресса называет отцом индийской IT-индустрии. В правительстве Бориса Джонсона он занимал пост канцлера казначейства и впервые замахнулся на место премьера после того, как в июле этого года Джонсон был вынужден уйти в отставку. Но тогда премьером стала Лиз Трасс. Продержаться на посту ей удалось всего 44 дня, и теперь в британской истории открыта новая страница. Вопрос в том, насколько быстро ее перелистнут в этот раз.
Лиз Трасс на Даунинг-стрит успела только похоронить королеву, а вслед за ней и британскую экономику. Ее план по выходу из кризиса обвалил фунт стерлингов и вогнал страну в рецессию. О том, что так и будет, еще на дебатах предупреждал как раз Риши Сунак. И сейчас, когда правящая партия консерваторов изгнала Трасс и избрала Сунака, он мог бы воскликнуть: «Я же говорил!»
Газета The Times изображает его уборщиком, которому придется разгребать руины после Трасс и Джонсона. Но сможет ли он вывести экономику из пике? И как вообще этнический индус, потомок нелегальных иммигрантов из британской колонии возглавил правительство Соединенного Королевства?
Его семья переехали в Англию в 1960-х. Родители открыли небольшой бизнес. При этом небольшой бизнес позволил отправить сына в самую дорогую частную школу, где он учился с наследниками английских лордов. Выпускник Оксфордского университета в Великобритании и Стэнфорда в США. Банкир из Goldman Sachs. Свою главную инвестицию он сделал в удачный брак, женившись на дочери «индийского Билла Гейтса» Нараяна Мурти.
Избравшись в Палату общин, он стал самым богатым членом парламента. Его карьера пошла в гору, когда Борис Джонсон отдал ему пост канцлера казначейства, то есть министра финансов. Именно Сунаку пришлось решать, как спасать экономику во время пандемии. Позже министр засветился на вечеринках Джонсона во время локдауна, за что был оштрафован и вскоре подал в отставку.
Международный обозреватель газеты The Guardian Джонатан Стил считает, что у бывшего канцлера казначейства куда больше шансов провести эффективные реформы.
Джонатан Стил, заместитель редактора отдела международной информации газеты «The Guardian»: «Народ сильно раздражен и хочет быстрых перемен для того, чтобы страна смогла развиваться и дальше на фоне грядущих экономических проблем».
Историческое избрание Сунака совпало с главным праздников индуизма. И если для одних жителей Британии, это повод для гордости, то другие были шокированы.
Житель Великобритании: «85 процентов жителей — белые англичане! Они хотят премьер-министра, который похож на них. Могу ли я быть премьер-министром Пакистана?»
По слухам, именно нежелание королевы Елизаветы II видеть индуса во главе правительства склонило чашу весов в пользу Лиз Трасс. Но имперские традиции, очевидно, не так важны для Карла III.
Ричард Барнс, бывший заместитель мэра Лондона: «Сунак приносит стабильность в экономику — процентные ставки больше не растут, правительство выплачивает задолженности, их уровень снизился до уровня, который был до пандемии».
Бывший вице-мэр Лондона Ричард Барнс считает, что даже манерами Риши Сунак куда больше походит на премьера, чем его предшественники. Очевидно, новая команда возьмет самостоятельный политический курс, за исключением взаимоотношений с Россией.
Ричард Барнс: «Он признает влияние санкций против России на британскую экономику. Страдают наши компании, которые экспортируют продукцию в Россию. Но он также ясно дал понять, что продолжит поддерживать Украину».
У нового премьера два главных вызова — рекордная инфляций и энергокризис, который разоряет малый бизнес.