Почему некоторые искатели, в том числе следующие идеям Четвертого Пути, включая П.Д.Успенского, оказываются в тупике и разочаровываются в поиске.
Многие отправляются на поиски Знания, следуя не стремлению к знаниям, а жадности к сверхспособностям. Они даже могут некоторое время продвигаться - до первого распутья, где наталкиваются на столб с надписью:
«Направо пойдешь – осла потеряешь».
Особенности пути, лежащего направо от раздорожья, таковы, что «ослик», подвозящий нас сюда – подспудная мотивация эго, основанная на стремлении к стяжанию личной силы и достижению превосходства, - не может дальше везти седока.
Ослик может продолжать везти искателя дальше, по дороге, идущей влево, но это уже будет совсем другой путь.
Путь левой руки заканчивается гибельным тупиком достаточно быстро, о чем свидетельствует исчезновение целых цивилизаций в Новом Свете, пошедших путем охоты за силой. Истории "битв черных шаманов" в Сибири также имеют печальный конец. Иммунная система находит способ избавляться от раковых клеток, теряющих память о том, что они - часть целого. Поэтому вторая надпись на столбе на перепутье гласит:
«Налево пойдешь – голову потеряешь».
Некоторые искатели, считающие себя идущими по Четвертому Пути, вроде бы ничем не напоминают необразованных шаманов, но тем не менее делают похожий выбор на развилке. Ведь даже за стремлением стать «человеком номер семь», «создать высшие тела», «освободиться от законов», «достичь бессмертия в пределах Солнечной системы» и т.д. может стоять все то же хитро спрятавшееся стяжательство эго.
Способности, не свойственные среднему человеку, не могут быть результатами упражнений и тренировок.
Их нельзя стяжать у кого-то, нельзя накачать, как мускулы в тренажерном зале.
Им невозможно обучить - по той простой причине, что они уже присущи нам по праву рождения и являются полностью развитыми в нас. Проблема в преградах, отделяющих нас от возможности их использования.
Стремление к личной силе – самое главное из этих препятствий. По мере того, как оно отступает, необычные способности становятся доступными нам, проступают из-за завесы. Готовность наступает в тот момент, когда искатель избавляется от одержимости подсознательным стремлением к превосходству, равно как и от интереса к применению высших сил к какой-либо выгоде (даже если эта выгода называется «помогать другим» - сама привязанность к результату является препятствием). Человек готов, когда он постиг истинный смысл Работы, свое место в замысле Дизайнера и функцию дарованных ему способностей в общем Узоре.
По этому поводу есть одна дервишеская история:
Ученик пришел к суфийскому алхимику и сказал, что жаждет научиться делать золото. Мастер принял его и в течение двенадцати лет давал юноше разные поручения, никак не связанные с получением золота. И вот, в один прекрасный день, когда ученик сидел, погруженный в очередное задание, алхимик сказал ему: «Сегодня, наконец, пришел тот день, когда я могу начать учить тебя, как делать золото». Ученик, не отрываясь от своего занятия, ответил: «А, золото. Хорошо, но может быть, в другой раз, сейчас мне нужно доделать мою работу?»
Что произошло? Ослик желаний, привёзший ученика к Мастеру, был оставлен на перекрестке...
Подробнее о проблеме перекрестка в поиске: