Найти тему
Шамов Дмитрий

Шаманиме: культовые аниме 1990 года. Ветер Амнезии, Надя с загадочного моря и Люпин III: Бумаги Хемингуэя

Оглавление
Сон Гоку (яп. 孫 悟空) из аниме Драконий Жемчуг Z (яп. ドラゴンボール),
Сон Гоку (яп. 孫 悟空) из аниме Драконий Жемчуг Z (яп. ドラゴンボール),

Каждый, кто увлекается культурой Японии или хотя бы косвенно с ней знаком, хотя бы раз в жизни слышал, видел, а может быть даже полноценно следил за развитием и популяризацией японской анимации во всём мире. В одной из предыдущих статей мы разобрали как общую семантику цветов для жителей Страны восходящего солнца, так и смысл цветовой палитры аниме персонажей, имеющий немаловажное значение. Если задуматься, авторы сочетали оттенки в своих работах различным образом ещё с давних времён, когда при просмотре мы даже не задумывались о подобном, просто наслаждаясь новаторским и оригинальным стилем мультипликации, закрученным и необычным сюжетом, таким образом скрашивая юные годы в самые разные периоды своей жизни.

Аниме Городской Охотник (яп. シティーハンタ)
Аниме Городской Охотник (яп. シティーハンタ)

Мало кто помнит, в каком году была анонсирована какая-либо работа, и чаще всего мы соотносим то или иное аниме, например, со своим детством, подростковым этапом или же с определённой рисовкой, ассоциирующейся с конкретным временным промежутком. Но интересный факт заключается в том, что самые культовые и запомнившиеся миру аниме начали набирать популярность примерно к 1990 годам, и многие из них по-прежнему являются важной составляющей в истории и модернизации японской анимации, служа как вдохновением для новых авторов, так и приятной ностальгией для зрителей по сей день.

Кэй (яп. ケイ) и Юри (яп. ユリ) из аниме Грязная парочка (яп. ダーティペア)
Кэй (яп. ケイ) и Юри (яп. ユリ) из аниме Грязная парочка (яп. ダーティペア)

Начиная с текущей статьи мы запускаем рубрику «Шаманиме», в которой на протяжении нескольких обзоров будем рассматривать самые яркие работы конкретного года, основываясь на рейтинг, отзывы и конечно же собственное впечатление. Анализ работ, навсегда завоевавших наши сердца, мы начнём со знакомства с лучшей японской анимацией 1990 года, где узнаем краткий сюжет, а также отличительные особенности каждой из них.

1. У моего папы длинные ноги (яп. 私のあしながおじさん)

-4

Данное аниме было создано по мотивам романа «Длинноногий дядюшка» американской писательницы Джин Уэбстер на студии Nippon Animation. Режиссёром является Кадзуеси Йокота, в будущем ставший также режиссёром раскадровки и эпизода немалоизвестного мультфильма «Соник Икс».

История закручивается вокруг сироты Джуди Эббот, которая, проживая в приюте, постепенно раскрыла в себе писательский талант, после чего по счастливому стечению обстоятельств получила возможность поступить в престижную среднюю школу им. Линкольна. Этот шанс ей предоставил таинственный «Джон Смит», которого Джуди ни разу не видела, лишь однажды наткнувшись на его тень. Именно по этой причине из-за «длинных ног» таинственный «Джон Смит» и получил прозвище «длинноногий дядюшка». Девушка могла приступить к обучению при одном условии: ежемесячно ей необходимо писать незнакомцу письма, не ожидая при этом ответа на них. Джуди соглашается на условие, и мы вместе с девушкой отправляемся в новое приключение.

-5

В работе повествуется о трёх годах из жизни Джуди, на протяжении которых мы переживаем вместе с ней взлёты и падения, первые сильные эмоции и незабываемый опыт, взгляд на мир глазами подростка и неотъемлемую часть взросления. Аниме отличается от прочих акцентом на драме подрастающего поколения девушек того времени: мы наблюдаем, как беззаботный прямолинейный человек с лёгким отношением к жизни, несмотря на собственные комплексы и опасения, становится женщиной, преодолевая свой главный страх и обретая счастье сквозь тернистый путь, который каждому предстоит пройти самостоятельно.

-6

Помимо собственных переживаний, нам показывают взаимоотношения Джуди как со старшим поколением, так и со своими соседками по комнате, которые по совместительству являются её подругами и также, следуя собственным ценностям и мечтам, формируют характер, взрослеют и меняются по ходу сюжета.

Вопрос социального равенства, разницы образования и происхождения, внешности, финансовой составляющей и, конечно же, истинной чистоты человеческой души, всегда стоял остро и вызывал особый интерес среди людей. После знакомства с аниме «У моего папы длинные ноги» каждый из вас сможет насладиться ретро эстетикой, романтикой того времени, глубиной истории и её приятным послевкусием.

2. Люпин III: Бумаги Хемингуэя (яп. ルパン三世ヘミングウェイ・ペーパーの謎)

-7

Многие из вас знакомы с крупной франшизой, зародившейся ещё в 1971 году, и повествующей о внуке известного джентльмена-грабителя Арсена Люпена - Люпене III. Аниме было создано по манге, нарисованной Кадзухико Като, который известен под псевдонимом Monkey Punch. А вот идея манги была вдохновлена книгами французского писателя Мориса Леблана, известного своими публикациями о благородном разбойнике Арсене Люпене.

-8

Сюжет повествует о хитроумном воре, который вместе со своими верными товарищами планирует величайшие кражи столетия. Несмотря на всю нелепость ситуаций, в которых Люпин III оказывается каждый раз, благодаря своему феноменальному везению и неподдельному обаянию, он, всё же, умудряется выходить сухим из воды. На протяжении всей истории как основной персонаж, так и второстепенные, отличающиеся непосредственными характерами и своим собственным выдающимся образом, поднимают нам настроение в сопровождении с нестандартным поведением и лёгким юмором.

-9

В 1990 году была опубликована ещё одна история Люпина III, в которой на этот раз мы погружаемся вместе с героем в приключение, связанное со знаменитым Эрнестом Хемингуэйем. Изначально известно, что великий писатель якобы совершил самоубийство, но вскоре выясняется, что он был убит во время работы над своим последним романом. Оказывается, что это произведение таит в себе секрет, указывающий путь к несметным сокровищам, которые Люпен III, узнав о подробностях, как и всегда настроен заполучить.

Одним из основных отличий данной части является то, что компаньоны главного героя – самурай Гоэмон Исикава XIII и стрелок Дайсукэ Дзигэн, на этот раз не будут являться ключевыми фигурами в повествовании, так как, согласно сюжетной линии, теперь не намерены помогать своему негласному лидеру. Таким образом основное внимание будет посвящено самому Люпену, который будет вынужден отправиться на поиск сокровищ самостоятельно, в очередной раз показав, как важно никогда не унывать и не опускать руки в сложных жизненных ситуациях.

-10

История Люпина III выделяется особенным мышлением главного героя: его реакция на окружающий мир, отношение к людям, случающимся невзгодам или человеческой несправедливости. Иронично, что сам главный герой занимается как раз тем, что в обществе обычно порицается. Но наглядный парадокс и является ключевой моралью аниме: обстоятельства могут отличаться от принципов и сущности человека, а если они и вовсе не сулят ничего хорошего, главное – не отчаиваться и всегда стараться видеть во всём плюсы. Даже если общепринятые стандарты не до конца соответствуют вашему самоощущению, рядом всегда будут товарищи, которые поддержат и помогут найти свой истинный путь.

3. Ветер Амнезии (яп. 風の名はアムネジア)

-11

Нестандартная для 1990-х полнометражная японская анимация, действие которой происходит в постапокалиптическом будущем. Работа адаптирована под режиссурой Кадзуо Ямадзаки на основе одноимённого романа писателя Хидэюки Кикути.

В начале мы видим, как в самый обычный день по всей Земле проносится странный ветер, который в одночасье стирает воспоминания всех людей. Человечество вернулось к первобытному началу, позабыв самые базовые навыки: элементарно, как нужно общаться. После «разрушения» цивилизованного мира выясняется, что один человек всё-таки избежал катастрофы, так как он является не совсем простым человеком. Имя этого счастливчика - Джонни, и, будучи прикованным к инвалидной коляске, он неоднократно подвергался военным экспериментам, направленным на расширение объема памяти человеческого разума.

-12

Вторым счастливчиком, которому как раз удалось обнаружить необычного Джонни, является парень по имени Ватару, который совершенно случайно спасает первому жизнь. В благодарность Джонни возвращает часть воспоминаний своему спасителю, обучая его заново ходить и восстанавливая способность разговаривать, а затем предлагает вместе разобраться в произошедшем, путешествуя, анализируя суть вещей и постепенно обучаясь выживать в новом мире.

-13

В данной японской анимации отчётливо поднимается тема человеческой морали, ценностей и особенностей. Мы можем проследить за ростом личности главного героя на протяжении всего аниме, за его изменениями, переменами в окружающей среде и людьми, которые встречаются по ходу сюжета. После просмотра подобных работ невольно задумываешься о смысле человеческого существования, о силе духа, саморазвитии и том, что делает нас настоящими людьми. Если вам нравится контраст философии вопросов мироздания с антиутопическим экшеном, то и Ветер Амнезии не оставит равнодушным после просмотра.

4. Словно облако, словно ветер (яп. 雲のように風のように)

-14

Ещё одно необычное полнометражное аниме, снятое на Studio Pierrot по мотивам романа Кэничи Сакэми. Для адаптации аниме особенности некоторых персонажей были изменены, а часть эпизодов и сюжетной линии была вырезана с учётом широкой возрастной аудитории зрителей. Так как над дизайном персонажей работал Кацуи Кондо, в будущем принимающий активное участие в создании многих работ студии Ghibli, многим при просмотре может показаться, что автором и текущего произведения является Хаяо Миядзаки. На самом же деле японская анимация срежиссирована Хисаюки Ториуми, который был известен своим руководством над телевизионной программой «Команда учёных-ниндзя Гатчамен» и её вспомогательными проектами в период с 1970-х по 1980-е годы.

-15

События разворачиваются в вымышленной стране, которая по стилю и культурным аспектам напоминает древний Китай. После смерти 17 императора династии Сокан, его сын готовится занять трон, а потому, согласно законам и традициям, должен найти новую императрицу. Новость разнеслась по всей стране, и главной её особенностью являлось то, что стать наложницей принца может совершенно любая девушка, обладающая достаточным умом и красотой. Чтобы доказать, что достойна титула императрицы, каждая из таких девушек должна принять участие в специальном соревновании.

-16

В центре сюжета оказывается обычная деревенская девушка по имени Джинга, которая решается добровольно стать наложницей нового императора, так как хочет получить возможность регулярно извлекать для себя и своего отца какую-нибудь выгоду, например, получать продовольствие. Оказавшись во дворце, Джинга встречает других потенциальных наложниц, каждая из которых преследует собственные цели, а также узнает о местных заговорах, интригах и том, что жизнь знати не такая уж и беззаботная, как она рассчитывала.

-17

По ходу повествования Джинга раскрывается нам, как целеустремлённая, старательная и добрая девушка, чей энтузиазм пусть и приводит чаще всего к неприятностям, но всё же приносит и пользу. Данная работа совершенно точно понравится зрителям с обострённым чувством справедливости и ценителям китайской эстетики, при этом напомнив, как важно в любой ситуации доводить начатое до конца, быть отзывчивым и оставаться верным самому себе несмотря ни на что.

5. Надя с загадочного моря (яп. ふしぎの海のナディア)

-18

В 1990 году среди японской анимации стали популярны такие жанры как стимпанк, постапокалиптика и научная фантастика, и потому во многих аниме акцент был сделан именно на приключениях главного героя и его друзей в той или иной стилистике. Одной из таких работ стало и многосерийное аниме «Надя с загадочного моря», вдохновлённое произведениями французского классика приключенческой литературы Жюль Верна. Работой над японской анимацией занималась студия Gainax под руководством режиссёра Хидэаки Анно, известного сегодня многим по сериалу «Евангелион». Именно он в одном из своих интервью упоминал, что Жюль Верн является писателем, чьим творчеством он искренне и безгранично восхищается, и потому такие произведения как «Двадцать тысяч льё под водой», «Пять недель на воздушном шаре» и «Таинственный остров» натолкнули автора на создание собственного произведения.

Интересно то, что концепты для этого аниме были разработаны совместно с Хаяо Миядзаки, а позднее прототип главной героини лёг в основу образа Синдзи Икари как раз из аниме Евангелион. Даже по рисовке можно отследить сходство между обеими работами режиссёра.

-19

История начинается не в будущем, как обычно принято по канону подобных жанров, а напротив, в 1889 году. Нам показывают вымышленное королевство Тортес, в котором 13 лет назад произошёл государственный переворот, в ходе чего было уничтожено древнее оружие под названием Вавилонская Башня, способное истребить всё живое на земле. Так как жизнь королевства напрямую зависела от этого оружия, вместе с ним погибло и всё остальное. Были и те, кому удалось выжить. Такие люди разбились на две тайные организации: Нео-Атлантис, участниками которой являются повстанцы в предводительстве императора Нео, и основная цель которых - захват мира; а также Наутилус, лидером которой и по совместительству королём разрушенного королевства Тортес является Немо.

-20

Теперь смысл существования выживших заключается в охоте за одним из особенных камней - Голубая Вода, так как именно ими управлялось то самое некогда уничтоженное оружие Вавилонская Башня. А так как хранительницей Голубой Воды является девушка Надя, даже не подозревающая, что за артефакт носит с собой, она и становится главной героиней, защитницей добра и борцом за справедливость, отправляясь в новые приключения ради спасения мира.

-21

В аниме особое внимание уделяется истории и археологии. На протяжении всей работы мы погружаемся в вымышленную вселенную с собственными правилами, особенностями и колоритом, которые каждую серию всё сильнее затягивают в сюжет и поддерживают интригу. Часто делается акцент на расхождении во мнениях из-за собственного видения мира и того, как для большинства будет лучше: груз ответственности, принятие разумных решений, правильный выбор, тактика и определённый образ мышления. Интересно наблюдать за философией каждого из персонажей, за проработанным характером и мотивацией, что добавляет японской анимации жизненности и желания сопереживать. Если вам нравятся разнообразие, юмор, история, магия и научно-техническая тематика, то данное аниме точно стоит потраченного времени.

Аниме Ранма ½ (яп. らんま½)
Аниме Ранма ½ (яп. らんま½)

Подводя итог, могу сказать, что при знакомстве с аниме 1990 года я открыл для себя множество потрясающих работ. В то время было создано очень много качественного и интересного материала, который по какой-то причине смог пройти мимо меня! В 1990 году было выпущено множество и других не менее захватывающих и уникальных по-своему японских анимаций, потому заниматься их сортировкой было довольно занимательно, пусть и непросто. Но в конце концов я выделил самые необычные, яркие и запоминающиеся из них на мой субъективный взгляд, с которыми, как мне кажется, стоит познакомиться каждому из вас.

Аниме Дораэмон (яп. ドラえもん)
Аниме Дораэмон (яп. ドラえもん)

Смотрели ли вы аниме, представленные в этой статье? Или, может быть, среди них есть то, что вы с уверенностью могли бы назвать любимым, порекомендовать друзьям или даже ещё раз пересмотреть? Буду рад почитать ваши комментарии. 😊

Ставьте лайк, подписывайтесь на Яндекс.Дзен и читайте другие статьи на моём канале. До встречи в будущих публикациях. 😉

Статья подготовлена в соавторстве с Анастасией.