Найти тему

Красота как Свобода

Форт Бурдзи. Навплион. Залив Арголикос. Фото автора
Форт Бурдзи. Навплион. Залив Арголикос. Фото автора

Всякая активность вне Красоты – в конечном итоге оказывается разрушением. Понятие Красота всё более и более обретает значение ключевого понятия времени – В том смысле, что акцентирует Аспект Действительности, внимание к которому может скорейшим образом помочь человечеству выйти из круга бесконечно множащихся явлений одного порядка к иному уровню бытиябытия более созидательного и более свободного: свободного от пустой суетности, несозидательной активности.

Понятия Красота и Свобода в своем высшем значении обозначают Единую Реальность Бытия, и связывают сознание с его Трансцендентной Основою.

В этом ракурсе Свобода – этическое звучание Высшей Красоты, а Красота – эстетическая «транскрипция» Свободы.

С позиций эволюции духа и сознания человека свобода понимается как ступень более цельного бытия, как преодоление ограничений нынешнего уровня развития человечества и обещание восхождения к сужденным высшим возможностям, заключенным в глубине человеческого существа. 

Эта новая эволюционная ступень бытия наиболее полно и лаконично может быть обозначена как Свобода Красоты.

Это новое, обновленное бытие явит озаренную и освобожденную Красотою волю, просветленное энергией Красоты чувство, и мысль, поднятую силой Красоты к способности озаренного цельного проникновения в живую, нерасчлененную суть вещей…

Свобода как понятие является ключевым не только в философской этике, но отражает суть всякого подлинно философского устремления и поиска.

Всю историю развития философской мысли можно рассматривать как напряженное искание Свободы: Свободы как более полного, более широкого «поля» бытия, более проникновенного и цельного познания, более творческого – созидательного действия…

С XIX – начала XX века, благодаря немецкой классической философии и экзистенциализму понятие свобода «вошло» преимущественно в этический контекст, стало прочно связанным с оппозицией «свобода - необходимость», «детерминизм - индетерминизм» и пр.

Для русской философии, с ее преимущественно нравственной акцентностью, понятие свободы является системообразующим… (Особенно у Н. Бердяева, называвшего себя «философом свободы»). Религиозно направленная философия П. Флоренского, В. Соловьева связывает понятие свобода с человеческой осуществленностью в Высшем, в Боге – Истине…

В эпоху «ценностного плюрализма» понятие свобода обрело преимущественно социально-личностное «звучание» и почти полностью отождествлено со свободой волеизъявления и свободой выбора.

Но онтологический смысл понятия Свобода становится все более «востребован» и притягателен по мере разочарования человечества в возможности достижения иных уровней бытия лишь внешними путями… И по мере возвышения мысли к пониманию глубинного значения Свободы все более сближается это понятие с понятием Красота…

Если напряженное искание свободы рассматривать как выражение не всегда осознанного, инстинктивного искания путей освобожденности духа к Истинности, к подлинности существования, то стремление к постижению Прекрасного выступает как одно из самых утонченных и синтетичных выявлений этого устремления.

За многовековым «вопрошанием» человечества: «Что есть Прекрасное?», «Как приобщиться Красоте?» – глубокая духовная потребность в Жизни в ее нетленном, огненном состоянии, качестве. Потому знаменитая Платонова «пещера» сегодня по-прежнему, и еще более, чем прежде – актуальный призыв к Свету, к исканию Красоты как Высшей Реальности…

Призыв к Прекрасному, раздающийся в самые напряженные, переломные периоды жизни человеческой общности, – словно знамя духа, поднимаемое всякий раз, когда развитие культуры, цивилизации особенно нуждается в Эволюционном импульсе в его наиболее синтетическом выявлении… Современное человечество – в одном из таких периодов.

И потому жизненно важное – приток энергии к подъему на новую ступень развития воплощен в зове Красоты: «Красота спасет…» «Красотою пройдем… В ней путь…»

Красота и Свобода – суть выражения сущностной человеческой потребности духовного становления, обретения духовного самосознания, –оказались в научной философии разделенными, разведенными… Тогда как ни одно этическое положение не имеет жизненности вне Красоты, а эстетическое не имеет цельности вне нравственно-духовной глубины…

Надо отметить, что классическая европейская философия (западная преимущественно в лице Шеллинга, Шопенгауэра, Фихте…, русская в лице Одоевского, В. Соловьева, Л. Толстого…) испытала могучее влияние древней философии и культуры Востока, с ее центральной идеей Свободы… Где Свобода – освобожденность от неведения, от обусловленности существования – «от сансары»… Свобода – единение с Абсолютом, с Богом… Причем достигается это единение Энергией Любви преданного бхакты к Божественному Объекту Любви, и красотою жизни – служения Высшему…

В Ригведе понятие «свобода» означало «широкое», противопоставляемое узости, имело отношение к сознанию, мироощущению. Причем свободное, широкое – urú  – образовано от ur – "свет".

В онтологическом ракурсе понятие «Свобода» лишено привычной многозначности, происходящей от смешения значений: Свобода – как освобожденность и свобода как свобода воли…

Свобода – "Освобожденность" удел развитого человеческого духа… Другим «наименованием» этого «достояния» духа и одновременно пути обретения его является Красота.

Гореликова М.В.

Читать больше на эту тему можно в Статье "Красота как Свобода"