Найти тему

Что такое техника в универсальной системе БИ

Понятие «техника» очень стрёмное. Все его используют туда-сюда, размахивают как знаменем, некоторые на него молятся, другие игнорят… Так что такое техника?

Любое понятие должно быть таковым, чтобы от него была практическая польза. К сожалению, люди многие вещи не понимают, не видят деталей, что-то воспринимают просто как большое пятно. И чтобы не напрягаться с пониманием, вот именно это пятно и называют каким-то словом.

Поэтому, если кто-то думает, что я просто играю в слова, то это глубокое заблуждение. Я уже писал о токсичности такого понятия как «база» в БИ. Проблема не в слове. Проблема в головах у людей. Задайте любому сэнсэю, сифе, любому мастеру БИ, что такое «База»? И четкого и внятного ответа вы не получите. Либо это будет краткое и очень расплывчатое определение о ни о чем, либо это будут пространные рассуждения.

Аналогичная ситуация будет и с понятием «Техника». В это понятие вкладывают столько всего, что оно превращается в овощебазу, где насыпью свалена свекла, картофель, капуста, морковка… Отсюда, когда у тех же каратистов спрашиваешь нюансы техники, в ответ – «приходите в спортзал, делайте 10000 раз и что-то там вам откроется». По сути вопроса вам никто не ответит. Они просто сами не знают, что к чему.

Что обычно подразумевают под «Техникой»? Это стойки, блоки, удары, захваты, броски, перемещения… Но это не просто набор действий, это набор «правильных» действий, который достаточно жестко регламентирован и по внешнему виду, и по внутреннему исполнению. «Шаг влево, шаг вправо – побег, прыжок на месте – провокация». Вот такие наборы и называют «базовой техникой». В чем проблема? В регламенте. Регламент не тот.

Вот приходит чел учиться на скульптора или строителя домов. Ему дают камень, какой-то инструмент и говорят – «Точи камень. В итоге должна получиться вот такая фигура». Вот чел, обливаясь потом точит и точит. В результате испортил заготовку. Ему дают новый камень. Опять – Точи! Ну и так много раз. В конце начинающий скульптор как-то набьет руку, отработает какие-то движения, у него станет получаться лучше. И в конце концов у него получится нужная фигура. Здорово! Вот он результат! Только ничего, что на это ушла вся жизнь? И за жизнь он создал одну единственную фигуру?

А ведь и другой путь. Не надо возиться с конкретным камнем. Надо для начала создать технологию обработки камня. Технология позволит создать производственный процесс и поставить обработку камня на поток. Да, это будут не произведения искусства, но это будет быстрое материальное богатство, причем в большом объеме. К художествам всегда можно вернуться, но уже как к хобби, а не как к жизненной необходимости.

Так вот каков итог? Не удары нужно отрабатывать, а технологию их создания. Вот как в Шотокане делают выход в стойку? Надо присесть, ступни друг к другу, потому одна ступня скользит в следующее положение. Это я так, очень упрощенно. А как делают выход в стойку в Нят-Нам? За счет прыжка, в стойку выходят в прыжке. Это две разные технологии создания стоек.

Проблема моего любимого Шотокана – удар тсуки выполняется по одной технологии, а удары ребром ладони уже по другой. Кстати, эффективность этого стиля возросла бы в разы, если бы блоки выполнялись на технологии удара тсуки.

Так что такое техника? Техника – это технология создания траекторий движений и прохождения их. Еще раз. Техника – это ТЕХНОЛОГИЯ СОЗДАНИЯ. Техника создает, техника – это производственный процесс создания ударов, блоков, движений и т.п. на основе некой технологии. Траектории движения – это вопрос движения, скорости, подвижности. Прохождение траектории – это вопрос распределения и работы сил пути траектории движения.

Поэтому техника – это не конкретные движения, а метода создания движений.

Соответственно у вас и тренировки с ног на голову переворачиваются. Вместо того, чтобы зубрить пять ударов, я сначала отрабатываю технологию их создания, а потом просто выполняю, но уже н6е пять, а пятьдесят ударов. Улавливаете, что такое производственный процесс?

Так что выбор за вами. Кем вы хотите быть – средневековым ремесленником или мастером производственного цеха?