Ретроавтомобили в городском потоке искал Михаил Борисов.
Владельцем своей первой «Победы» 1954 года выпуска графический дизайнер Игорь стал в начале нулевых. «Машины — живой элемент городского ландшафта, и я искал для себя выразительный жизнерадостный автомобиль, — говорит он. — В городском потоке “Победа” вызывает радостный отклик у автомобилистов и пешеходов. Образ у “Победы” оптимистичный, устремленный в будущее».
C прежним владельцем Игорь договорился о встрече у станции метро «Парк Победы». Автомобиль оказался небесно-голубого цвета. Но в салоне были установлены раздельные кресла от BMW в чехлах из черного кожзаменителя. «Первым делом я вернул оригинальные диваны, затем стал искать другие подлинные детали, — рассказывает Игорь. — У “Победы” двигатель как у грузовика ГАЗ-51, и такой грузовик я умел водить с юности, мне очень нравился звук его мотора. Когда я покупал машину, мыслей о прикосновении к истории у меня не было. Сейчас чувствую, что моя “Победа” — это личная капсула времени».
Вторую «Победу», 1955 года, Игорю предложили приобрести прямо на перекрестке, когда он остановился на красный цвет. Стоила машина недорого, и Игорь решил, что она пригодится на запчасти, но со временем отреставрировал оба автомобиля и оставил себе более позднюю модель.
Переехав на несколько лет в Москву, Игорь перевез с собой «Победу» на эвакуаторе. В Москве завершил реставрацию, в Петербург возвращался уже своим ходом и теперь мечтает совершить автопутешествие в любимый Судак.
Поэт, литератор и заядлый путешественник Дмитрий Григорьев свою «Волгу» называет Голубкой, возит летом на ней друзей по разным фестивалям и пикникам в окрестностях Петербурга, а на зиму консервирует по правилам ухода за техникой и ставит в гараж. Дмитрий встретил Голубку больше десяти лет назад: его попросили сделать фотографии для продажи. Однако как только он ее увидел, сразу влюбился, забыл про фотографии, купил, и теперь они не расстаются.
Мало кто в Петербурге равнодушен к старинным авто. На старинных лимузинах разъезжают молодожены, в старинных автобусах отправляются на экскурсии, в старинных трамваях проводят выставки и чтения.
Главное ежегодное событие любителей ретро — SPbTransportFest — проходит в День рождения Санкт-Петербурга. Собираются тысячи зрителей. В этом году в параде принимали участие 319 единиц техники. Кроме легковых машин, по Невскому двигались автобусы, троллейбусы, грузовики. А на площади у Цирка на Фонтанке зрителей ждали трамваи.
В середине лета в Кронштадте на территории форта Константин ежегодно проходит другое важное для поклонников старины событие — международный фестиваль «ФОРТуна», к которому допускаются автомобили, мотоциклы, велосипеды, автобусы и грузовики только старше 30 лет.
Главные площадки в Петербурге со старинной автотехникой — интерактивный музей Route 66 на Конюшенной площади с американскими автомобилями 40–70-х годов прошлого века, музей «Лошадиная сила» в Зеленогорске, где показывают «Волгу» Юрия Гагарина и машины из гаража Элвиса Пресли. На выставках Muscle Car Show в ТРЦ «Питерлэнд», гордость которой — Buick 1929 года, и «Ретро актив» в ТРЦ «Лето» на Пулковском шоссе, демонстрирующей достижения советского автопрома, посетителям позволяется и в салоне раритета посидеть, и руль покрутить, и фото художественное сделать.
Кажется, совсем недавно на улицах можно было увидеть много лет припаркованный Horch, веселый Volkswagen Beetle (Жук) или забавный Citroen 2cv. Теперь эти машины в частных коллекциях, а самым распространенным ретроавто стали первые модели «Жигулей»: они еще на ходу и с годами все моднее и моднее.