Как часто вы слышите от ребенка эти фразы: «я не хочу делать математику», «я устал», «у меня не получается», «мне лень»?
За такими безобидными фразами скрывается большое сопротивление. Конечно, ребенку «лень» не потому что он ленивый по своей природе, скорее даже наоборот. А потому что за ленью кроются другие проблемы, которые ребенок не может осознать в силу возраста.
Именно математика, чаще всего, подвергается сопротивлению и протестам ребят. Точная наука требует серьезной концентрации, понимания и запоминания. В математике все знания наслаиваются друг на друга: каждая новая тема – логическое продолжение предыдущей. Поэтому, то, что остается «непонятым», копится и превращается в снежный ком. «Разлепить» его можно только линейно: начиная заново путь изучения математики… В русском языке, например, нет такой жесткой зависимости тем друг от друга, что позволяет восполнять пробелы сразу «на месте».
Почему это происходит? В чем причины лени? Как можно с ней справится? – Именно об этом пойдет речь в сегодняшней статье.
Причины лени:
1) Непонимание того, что нужно сделать: если ребенок сразу не вникает в условие задачи, то алгоритм решения, соответственно, тоже не выстраивается. Все это вызывает сопротивление и лень. Другое дело – когда ребенок читает задачу и сразу понимает, как решать.
2) Отсутствие положительного опыта изучения математики: школьные учителя перегибают палку и завышают требования, в результате – дети становятся разочарованными в собственных возможностях и у них пропадает какое-либо желание изучать новое.
3) Непонимание того, где будет использоваться новое знание: теория – штука нужная, но только, если есть практическое применение. У школьников резонно возникают вопросы: «зачем мне логарифмы/уравнения?! Где я буду считать их в жизни?!», – и это справедливо. Площадь и периметр знакомы всем, потому что эти знания хотя бы раз в жизни применял каждый. А применение тригонометрических формул часто остается «за кадром», что вызывает протест у школьников.
4) Отсутствие быстрого результата: математика, как и физические тренировки, любит системный регулярный подход. Если тренироваться раз в неделю, мышцы и красивый рельеф будут проявляться очень долго. Так и с вычислительными навыками: если решать задачи и примеры пару раз в неделю, это не принесет быстрый результат. Потому что от «решения» до «решения» проходит много времени и навык, фактически, стоит на месте, он не доводится до «автоматизма». И каждый раз «заново» вызывает лень.
5) Наличие внешних отвлекающих факторов: согласитесь, что телевизор, разговор с другом, компьютерная игра и другие внешние раздражители слишком притягивают к себе внимание. Ребенок отвлекается, и ему уже лень и совершенно не интересно делать уроки, в частности математику.
Как бороться с ленью?
1) Выполнять задания постепенно: не сразу все 5 номеров из домашки, а сначала первое задание несколько раз, второе, и так далее. Навык будет отрабатываться из раза в раз, что не позволит лени взять верх.
2) Правило 5 минут: если не получается подступиться ни к одному из номеров, нужно успокоится, засечь 5 минут и, в течение этого времени, попробовать что-то из задания поделать. То, что получается: записать условие, ввести переменные, выполнить какое-либо действие. В мозге будет запущен познавательный процесс, лени места не останется.
3) Задать вопросы: если ребенок не понимает тему, нужно записать 3 вопроса по этой теме, то есть – что именно непонятно. Дальше, с помощью учебника нужно постараться найти ответы на них, если не получилось – задать вопросы учителю.
4) Помощь репетитора: если все предыдущие способы борьбы с ленью не сработали, значит проблема куда серьезнее. Нужно объективно оценить уровень знаний ребенка по математике. Если у него действительно большие пробелы, которые вызывают тотальную лень и полное нежелание заниматься, то нужно обратиться за помощью к репетитору.
Ставьте 👍, если статья была вам полезна.