Весна 1918 года. Бурная волна перемен докатилась до провинциального курортного городка. И вот уже тихие улочки Ессентуков окрасились революционным кумачем и переполнились медным грохотом "Интернационала".
Но что это?
Сквозь бодрые ритмы маршей новой эпохи слышатся причудливые звуки восточной мелодии, а среди старых деревьев Курортного парка мелькают странные фигуры, кружащиеся в причудливом танце. Все это кажется фантастическим видением, но Революционная эпоха начала XX века пестрела и не такими картинами.
Это было удивительное время и оно выдвигало на поверхность исторического бытия не менее удивительных людей.
Но даже на фоне ярких и необычных деятелей эпохи заметна фигура Георгия Ивановича Гурджиева. Его причудливый жизненный путь в 1918 году прошел и через Кавминводы и замысловатым узором вплелся в и без того пёструю канву местных событий. Да история, приключившаяся летом 1918 года необычна даже для того времени!
Имя Г.И. Гурджиева известно не только в эзотерических кругах. Философ, мистик, писатель, композитор, гипнотизёр, и чуть ли не тайный наставник Сталина, он имел не мало учеников и последователей и оставил яркий след в литературе. Не буду сейчас приводить его биографию - это займет слишком много места, да и к тому же ее можно легко найти в интернете, а остановлюсь на том эпизоде, что связан с его прибыванием на Кавминводах. На мой взгляд, это ключевой этап в жизни Гурджиева, который позволил ему путешествовать по миру и вести весьма безбедный образ жизни и дожить до глубокой старости. Да и потом, как раз-таки на Кавказе, в эпицентре кровавых событий Гражданской войны его жизнь вполне могла присечься, и не один раз!
Георгий Иванович впервые побывал в Ессентуках еще в 1917, но подробности этой поездки не известны. В этом роковом для страны году, спасаясь от революционных бесеопядков на Кавминводы перебираются многие представители бывшей элиты Российской Империи: великие князья, генералы и адмиралы, учёные и деятели культуры. Судьба многих из них трагически оборвалась - в ночь с 31 октября на 1 ноября 1918 они были казнены в Пятигорске на старом городском кладбище.
В феврале 1918 года окончательно перебирается на Кавминводы и сам Г.И. Гурджиев. Приехал он не один, а с целой группой учеников, для чего снял одноэтажный дом в Ессентуках. А в Ессентукском курортном парке на уединенной тихой поляне под сенью старых дубов он проводил с ними занятия танцами, которые являлись важной частью его духовной практики.
А вместе с тем, обстановка регионе накалялась и в летом 1918 года Кавминводы оказались в самом эпицентре кровавых событий Гражданской войны. И в начале августа Гурджиев покидает Ессентуки. И уезжает он под видом научной экспедиции, отправляющейся на поиски древнего золота.
Он обращается в местный Совдеп и просит не просто пропустить группу на территорию занятую белыми, но и оказать материальное содействие экспедиции. И ему помогают: выделяют денежные средства, дают несколько галлонов спирта, сопровождают эту вооруженную группу из 15 человек (а им разрешили взять и огнестрельное оружие !) до самого Армавира.
Вам не кажется это странным? Вот представьте на минуту что я, или кто-нибудь из читателей обратьться в Администрацию города Ессентуки с подобной просьбой. Выделят ли мне деньги и казенный спирт, разрешат ли прихватить с собою несколько единиц нарезного огнестрельного оружия? И как далеко от города закончится наша предполагаемая экспедиция? Так это сейчас, в наше относительно спокойное время, а как тогда, в 1918 году, в самый разгар Гражданской войны, в фактически, прифронтовой зоне? И на что рассчитывали власти? Найдет Гурджиев золото и вернётся с ним в Ессентуки?
После отъезда группа, а фактически, вооруженный отряд, выехала из Ессентуков, "исследователи" около месяца находились в горах Западного Кавказа, после чего Гурджиев перебрался Сочи, а затем и Тифлис и занялся там торговлей коврами. После почти 5 лет путешествовал по Европе и затем осел в Париже.
Неудобно, конечно, лезть в чужой карман, тем более такого уважаемого человека, но всё-таки интересно: а деньги-то откуда он взял?
А вопрос этот возник у меня в связи с неоднозначной судьбой активов Азово-Донского банка. Как-никак 50 миллионов дореволюционных тогда ещё золотых рублей. Не все они были в виде металла, по большей части это были ценные бумаги. И не секрет, что они активно вывозились за границу как раз в 1918 году. Конечно, часть была потрачена новой властью на военные и хозяйственные цели, а другая часть? Во всяком случае, когда в январе 1919 года части деникинской армии вошли в Пятигорск, подвалы Азово-Донского банка главном проспекте Пятигорска были пустыми...
Ну ладно, не буду сейчас о материальном - тему утраченных миллионов раскрою в следующих публикациях. Сдается мне, что многие события 1918 года в Пятигорске и на КМВ вращались вокруг этих злосчастных бумажек и слитков из жёлтого металла.
А сейчас пректрасная золотая осень густое синее небо и лёгкий ветер шуршит опавшей листвой. Пустынны в эти утренние часы аллеи Ессентукский курортного парка. Корявые дубы молчаливы и в их молчании чувствуется сокрытая тайна. Причудливые тени ветвей напоминают метафорическию модель Вселенной, непонятную даже тем восточным мастерам, что вырезали ее когда-то из слоновой кости.
Местами тело мое ощущало странные вибрации, исходившие прямо из земли, а за густой сеткой кустарника мерещелись неясные фигуры танцующих людей. До слуха моего доносилась причудливая и, как мне вначале показалось, восточная мелодия. Она тонула в раскатистых басах окружающего парк современного города, которые чем-то напоминали мелодию Интернационала.
Когда я вышел на открытую прогалину, то увидел там человека, одетого в пестрые одеяния индейца. Он играл на неизвестном мне инструменте заунывную мелодию и пританцовывая продавал экзотические сувениры.