Лампада (от греч. — светильник) — небольшой сосуд с горящим маслом, который подвешивают перед иконой, ставят на престоле в алтаре, а также зажигают при домашней молитве. Этот элемент церковной утвари знаком каждому христианину. Однако что нам известно о его происхождении, значении и символизме? Вот несколько интересных фактов о лампадах, которые вы, возможно, не знали.
Повеление Божие
Возжигать масляные лампады перед святыней было заповедано Самим Богом еще во времена Ветхого Завета: «И сказал Господь Моисею, говоря: прикажи сынам Израилевым, чтобы они принесли тебе елея чистого, выбитого, для освещения, чтобы непрестанно горел светильник <...> должны ставить оный пред Господом от вечера и до утра всегда: это вечное постановление в роды ваши; на подсвечнике чистом должны они ставить светильник пред Господом всегда» (Лев. 24: 1-4).
История лампады
Древним прототипом современных лампад являются масляные светильники, которые использовались в быту для освещения помещений еще задолго до появления христианства. Они не отличались изяществом и представляли собой выдолбленные из камня небольшие плошки.
С III в. до н. э. по первые века н. э. в Римской Империи и Византии получают распространение обточенные светильники из глины и терракоты с различными символами, геометрическими фигурами и изображениями на них. В XX в. в Израиле была обнаружена большая коллекция подобных ламп, датируемая III-IV вв. н. э.
Немного позднее светильники изготавливаются еще более закрытыми сверху. И с распространением христианства в IV в. на них появилась соответствующая религиозная символика: крест, Спаситель, агнец, голубь.
Таким образом, можно предположить, что и при жизни Иисуса Христа, и в Его притче «О десяти девах» светильники представляли собой нечто подобное.
ПОДАТЬ ЗАПИСКУ В СВЯТО-ЕЛИСАВЕТИНСКИЙ МОНАСТЫРЬ
Использование лампады в древности и символизм
В первые века, когда в условиях гонений христианам приходилось совершать богослужения тайно в пещерах и катакомбах, лампы использовались, в первую очередь, для освещения помещения. Но, как и многим другим элементам быта, лампаде верующие придавали и особый духовный смысл.
Сам Спаситель в Евангелии не раз на примере светильника объясняет ученикам духовные понятия. «Да будут чресла ваши препоясаны, а светильники горящи» (Лк. 12: 35) – говорит Господь, призывая к телесному и духовному бодрствованию, готовности в любой момент пострадать за веру и предстать пред Судом Божиим. А в притче о десяти девах елей в светильниках символизирует добрые дела и Божественную благодать, которыми мы должны запасаться всю жизнь, не рассуждая ошибочно, что сделанного нами уже достаточно для спасения.
Таким образом, горящая лампада как в древности, так и сегодня символизирует Божественный свет, которым Господь озаряет души, и в то же время – непрестанную пламенную молитву. Поэтому издавна в храмах перед великими святынями горели неугасимые лампады. И христиане часто жертвовали их и елей в храм для возжигания перед почитаемыми иконами, святыми мощами и другими реликвиями в знак благоговения и любви. Например, в «Житии и хождении игумена Даниила из Русской земли» (XII в) мы читаем, как он возжег в Иерусалиме перед Гробом Господним лампаду за всю Русь. И до наших дней среди лампад от разных Поместных Церквей там горит и возжженная от Русской Православной Церкви, как сопричастница чуда сошествия Благодатного огня. Известен и еще случай из древности, когда лампада была участницей чуда. Правнук царя Авгаря V, для которого Спаситель передал на плате Свой Образ, впав в язычество, хотел уничтожить святыню. Однако местный епископ решил спрятать чудотворный Образ, замуровав его в стене вместе с зажженной лампадой. Святыню вновь обрели лишь в VI в. по велению Божией Матери. Разобрав стену, люди увидели, что лампада перед Нерукотворным Образом продолжала гореть все пять столетий.
Виды лампад: последние века и современность
Сложно сказать, когда именно появились подвесные лампады, подобные тем, какие мы привыкли видеть в храме сегодня. Но документы свидетельствуют о том, что в XII-XIII вв. на Руси уже были распространены небольшие орнаментированные бронзовые «светильни» с поддонами, подвешенные на трех цепочках к звездообразному креплению с кольцом.
По сохранившимся артефактам видно, что в XVII в. на Ближнем Востоке дорогие лампады, вероятно, пожертвованные состоятельными людьми, выполняли из ценных металлов и украшали художественной резьбой и драгоценными камнями.
На Руси же в XIX в. лампады, даже подаренные богатыми людьми, выглядят более скромно. Хотя металл остается основным материалом для их изготовления, отличаются способы его обработки и украшения – например, перегородчатая эмаль.
Встречаются также лампады из фарфора. Эта дорогая разновидность керамики была очень популярна в Российской Империи на рубеже XIX-XX вв. и часто встречалась в убранстве значимых храмов того времени.
В наши дни в православных храмах можно встретить подвесные лампады, разнообразные по технике исполнения, традиции украшения и используемым материалам. Современные технологии позволяют создавать настоящие произведения искусства.
Вдохновившись древними прообразами лампад, мастера Художественной мастерской цветных металлов Свято-Елисаветинского монастыря освоили их изготовление порой из неожиданных материалов. Например, такие лампады из натурального дерева, обрамленные в металл и украшенные полудрагоценными камнями, горят перед главными иконами деревянной церкви в честь свт. Иоанна Шанхайского и Сан-Францисского в нашем монастыре. И это создает в совсем еще новом храме чарующую атмосферу древности.
Еще один необычный материал для изготовления лампад – шамотная глина. Используя этот древний минерал, мы, однако, не пытаемся повторить светильники первых веков, но пробуем вписать историю в наши реалии, соединить традицию и современность.
В мастерской изготавливают также и классические подвесные лампады с цветными стаканами, применяя различные технологии работы с металлом.
Глядя на зажженную лампаду, домашнюю или храмовую, человек как будто чувствует особую связь с Небесным и Божественным миром. Надеемся, что ваша лампада станет для вас вдохновением к молитве и добродетели, а, может быть, даже источником чуда.
КАТАЛОГ ИЗДЕЛИЙ СВЯТО-ЕЛИСАВЕТИНСКОГО МОНАСТЫРЯ