Картина «Марина Мнишек с отцом под стражей» - единственная из произведений русских мастеров XVIII-XIX веков, посвященных так называемой «царице Смуты», дошедшая до наших дней. К истории Смутного времени обращался и живописец-передвижник Николай Неврев: его произведения, героем которых является Лжедмитрий I, хранятся в отечественных музеях, тогда как местонахождение полотна «Марина Мнишек в московской тюрьме», показанного на XIII Передвижной художественной выставке в 1886 году, неизвестно.
Автор картины, поступившей в Вологодскую областную картинную галерею в 1954 году из Министерства культуры РСФСР, Михаил Клодт, барон фон Юргенсбург, представитель крупной династии мастеров русского искусства. Он родился в семье знаменитого скульптора Петра Клодта, но не пошел по стопам своего отца, а предпочел живопись и обучался в Императорской Академии художеств (1852-1861) у Алексея Маркова. За одну из самых известных своих впоследствии картин «Последняя весна» Михаил Клодт получил большую золотую медаль. Он писал в основном жанровые картины, был академиком и одним из учредителей Товарищества передвижных художественных выставок. Современники живописца считали его эрудитом и знатоком русской истории.
Героиня его картины «Марина Мнишек с отцом под стражей», созданной в 1883 году, - польская аристократка, родившаяся в 1588 году в семье сандомирского воеводы Юрия Мнишека. Она стала 8 мая 1606 года женой самозванца Лжедмитрия I. В их союзе сыграл тайную роль папский престол, желавший утверждения католичества на Руси. Марина была единственной русской царицей, коронованной на царство до Екатерины I. В Москве 17 мая 1606 года вспыхнул мятеж, и самозванец был убит. Марине удалось спастись, по народной легенде, называвшей ее колдуньей, она, сорокою обернувшись, из палат вылетела. По приказу царя Василия Шуйского она была взята под стражу вместе с родными и приближенными.
Это роковое для Марины событие Клодт взял в качестве сюжета своей картины с целью выявить сильный характер героини: используя прием контраста, художник показал отца героини и приближенных откровенно горюющими, а ее - противостоящей увещеваниям католического священника, сохранившей самообладание, силу воли и энергию. Стремясь к большей убедительности, Клодт тщательно передал интерьер и костюмы персонажей.
Судьба Марины Мнишек полна борьбы, интриг, страданий и скитаний. Ее отчаянные попытки вернуть утраченную власть закончились крахом. Единственный сын, рожденный от брака со вторым самозванцем, «тушинским вором», был казнен малолетним. Летом 1614 года она снова попала в плен, по легенде, находилась в заключении в Коломенском кремле, где сохранилась «маринкина башня». 24 декабря «Марина на Москве от болезни и с тоски по своей воле померла», - засвидетельствовал русский посол в Речь Посполитую Федор Желябужский.
О Марине Мнишек известно не только из исторических трудов, она стала ярким персонажем русской литературы. Александр Пушкин считал своей удачей ее образ в «Борисе Годунове». По его мнению, «она была самая странная из всех хорошеньких женщин, ослепленная только одною страстью – честолюбием, но в степени энергии, бешенства, какую трудно и представить себе». Не обошли ее вниманием и поэты Серебряного века: ей посвятила стихи Марина Цветаева, о ее судьбе есть упоминание в стихотворениях Максимилиана Волошина, а Велимир Хлебников написал поэму «Марина Мнишек».
*** «Арт-мозаика» – совместный проект cultinfo и Вологодской областной картинной галереи, чья коллекция насчитывает более 43 тысяч произведений искусства. В рамках проекта мы рассказываем о самых интересных, самых известных и других «самых» картинах одного из крупнейших региональных художественных музеев.