Работа с посетителями – важнейшая составляющая музейной работы. В конце концов, именно для нас, простых смертных, делается всё: ведутся научные изыскания, оформляются экспозиции, собираются коллекции. Именно для того, чтобы мы могли что-то узнать, понять.
Есть темы сложные, интересные не всем. В частности, это касается некоторых отраслей науки. Мы решили пообщаться со специалистом по работе с посетителями Минералогического музея имени А.Е. Ферсмана РАН Артёмом Казаковым.
- На какую аудиторию изначально был рассчитан ваш музей?
- Музей был основан в далёком 1716 году как Минеральный кабинет Кунсткамеры - первого общедоступного музея в Российской империи. С 1719 года весьма разношерстная публика получила возможность познакомиться с сокровищами из недр нашей планеты. В 1934 году начался переезд музеев Академии наук в Москву. Нам несказанно повезло, Минералогический музей закрепили за зданием манежа начала 19 века, построенного по заказу графа Орлова-Чесменского. В 1937 году в музее прошли мероприятия, приуроченные к Международному геологическому конгрессу – что сделало музей еще известнее и популярнее. Кстати, экспозиционный зал уже тогда стал принимать некоторые узнаваемые черты.
Экспозиция крупнейшего в стране минералогического музея с конца 30-х годов, так же, как и в наши дни, ориентирована на целевую подготовленную аудиторию.
Планировалось, что посетителями музея будут в основном геологи, коллекционеры, материаловеды, студенты специализированных вузов и старшие школьники. Но современные российские реалии диктуют свои правила, и получается, что в нашем музее, как и во многих других, основная возрастная категория – второй-четвертый класс.
- Люди в большинстве своем любят слушать истории. Мне понятна притягательность исторических музеев, усадеб. А как можно интересно рассказать про камни?
- Во-первых, про камни можно рассказать много историй. Например, истории первых находок, исследований, научных курьезов. Во-вторых, мир «камней» очень разнообразен, это богатейшее поле для любого экскурсовода – тысячи минеральных видов и десятки тысяч разновидностей дают возможность легко подобрать интересные материалы для слушателей. Для детей проводить экскурсию очень просто: мы акцентируем внимание на формах нахождения минералов в природе, применении минералов; мы говорим о некоторых свойствах (в том числе диагностических) - таких как цвет, блеск, твердость. Это базовые понятия, но на них уже можно строить диалог, обсуждение: мало того, что кварц может быть и фиолетовый, желтый, и черный – эти разновидности еще и имеют собственные имена, а есть такие минералы, у которых один кристалл может иметь сектора разного цвета – тогда мы говорим о полихромных кристаллах.
- Любую информацию, которую мы получаем, мы как-то стараемся приложить к собственному жизненному опыту. Иначе она не усваивается. Как быть с вашей темой?
- В принципе, минералогия – самая важная наука для человека, потому что с каменного века многое было связано с минералами. Когда древний человек (какой-нибудь Хомо Эректус) подбирал камни для разделки туши или выбирал булыжник в качестве оружия, он, естественно, сравнивал камни. Видит: этот камень - рыхлый, сыпучий, бить им неудобно, а этот наоборот – очень прочный; а ещё, если расколоть второй камень, то скол будет острый и твердый. Вот такие элементарные сравнения постепенно выросли в описательную минералогию. «Бытовая» минералогия – это поле непаханое: можно составить не просто экскурсию, а цикл из десятков экскурсий, где каждый минерал будет связан так или иначе с каким-то объектом повседневного быта. Допустим, для старшей школы: в телефонах у нас стоят литий-ионные аккумуляторы, давайте посмотрим на минерал, из которого добывается литий. Это не просто какой-то камень, например, «минерал номер 23», а минерал Сподумен, с греческого - «обращаемый в пепел». У каждого минерала есть своя история возникновения названия, есть свои особенные свойства, многие минералы имеют своё особенное применение. Рудные минералы, которые являются источником веществ, находящих широкое применение в быту, в экспозиции представлены многочисленными великолепными наглядными образцами. Например: «Любой знает измерительный прибор градусник или термометр, а вот, взгляните: тот самый камень, из которого для него добывается ртуть».
- Насколько у современной молодежи развит интерес к естественным наукам? Нет ли ощущения спада интереса и эрудиции у детей?
- Я почти год проработал в школе и понял, что своего ребенка в среднюю или старшую школу не отдам, потому что теперь это совершенно бесполезная вещь. Ребята, которые приходят к нам (это 2-4 класс) еще не испорчены новой школьной программой, у них нет проблем с познанием окружающего мира. Проблемы начинаются, как только дети переходят в среднюю школу: там виден сильный спад. Я проверяю сейчас олимпиадные работы: почерк малышей зачастую разобрать проще, чем почерк 6-10-классника. И ошибок в словах старшеклассники делают больше. Старшеклассники стали хуже справляться с простыми заданиями: например, нужно подойти к витрине, найти экспонат, который в бланке олимпиады указан на фотографии, посмотреть этикетки и таблички, записать русскоязычное название металла. Там, на этикетке, написаны буквы – Ni (Никель). Ты думаешь, они все могут прочитать, что это никель и записать? Увы, многие пишут «железо», «медь», выдумывают даже новые вещества – «нитий»!
- Возвращаясь к вопросу о посетителях: насколько сменилась аудитория музея?
- В советские годы было очень много учащихся средней школы, которые самостоятельно ходили в музей, собирали коллекции минералов. Как раз тот самый 8-9 класс, студенты в свободное время тоже приходили. А сейчас все музеи так или иначе стали досуговыми центрами. Досуг для кого? Очевидно – для всякой малышни.
По поводу студентов: летом к нам приезжают группы практикантов. Из РУДН постоянно приезжают очень большие группы. В другие времена года студентов меньше.
- Какие у вас сейчас существуют программы для посетителей?
- В данный момент у нас есть только разнообразные экскурсионные программы: для начальной, средней и старшей школы, есть обзорные и тематические экскурсии. Например, «Минералы России», «Минералы Мира», «Химические элементы в природе» и «Природа кристаллов, кристаллы в природе». Есть еще просто обзорная экскурсия для взрослых и очень яркая, популярная экскурсия «Поделочные, ювелирные, драгоценные камни и изделия из камня в собрании Музея» - у многих посетителей нашего музея эстетические запрос. Дамы обычно хотят посмотреть на изделия из камня.
- А олимпиады?
- Олимпиаду «Музеи. Парки. Усадьбы» мы проводим уже 10 лет. С 2014 года я ее курирую, составляю вопросы для всех категорий школьников. Работ сдают довольно много (показывает внушительную стопку), вот это за субботу-воскресенье накопилось. Ежегодно только благодаря олимпиаде к нам приходит более 6000 посетителей.
- «Музеи. Парки. Усадьбы» — это все-таки внешняя история. Они инициаторы, вы исполнители. А свои подобные проекты у вас есть?
- Долгое время одна из сотрудниц – Юлия Гриценко – проводила «Минералогические праздники». В формате этих праздников ребята проходили квест по залу, например, по поиску люминесцирующих минералов – у них были специальные фонарики, чтобы их отыскивать. На других праздниках они изготавливали слюдяные окошки, гипсовые пещерки – это был такой интересный интерактив. Эта программа была очень популярна до пандемии, сейчас решается вопрос о ее возобновлении.
Еще у нас есть квест-кроссворды по залу. За успешно выполненный кроссворд выдается небольшой сувенир.
- А, что касается образовательных проектов?
- Я запустил геолого-минералогический кружок. Он бесплатный, но сейчас запись на него закрыта, потому что набрались полные группы – за две недели записалось 50 человек. По субботам я провожу пять занятий с паузами в полчаса. Вся суббота посвящена только кружку.
- А что там за контингент? Какого возраста?
- Все тот же 2-4 класс! Да, есть несколько ребят постарше – 6-8 класс, но их меньшинство. Группы сформированы либо по возрасту, либо по принципу «особых пожеланий»: например, позвонила многодетная мама, у которой ребята от 4 до 8 класса хотят заниматься вместе, при этом они уже занимаются геологией в другом кружке, но им хотелось бы более углубленной программы. Таких семей набралось несколько – получилась целая группа. Сейчас у меня пять групп, примерно по 10 человек в каждой. Занятие – это пятидесятиминутная экскурсия плюс задание по залу: найти, например, кристалл, зарисовать. Одна экскурсия – одна тема. У нас была тема «Формы нахождения минералов в природе», следующая тема будет «Процессы минералообразования», потом – «Важнейшие диагностические свойства минералов», а дальше – отдельный урок будет посвящен отдельному минеральному виду или группе минералов. Собственно, то, ради чего кружок и затевался: показать богатство минерального мира и максимально использовать экспозицию, чтобы люди не просто приходили, а уже целенаправленно изучали ее. Этот кружок рассчитан на много лет, потому что у нас в зале более 14 000 экспонатов, и при должной подготовке можно про каждый минерал рассказывать очень долго и интересно.
- Есть какая-то обратная связь от этого кружка?
- Когда ребята приходят после кружка в магазин при нашем музее (там можно купить образцы для домашних коллекций), они порой удивляют своими познаниями продавца: называют, где индивид, где агрегат, где полногранный кристалл, где нитевидный кристалл. То есть, то, о чем мы говорим на занятии, они применяют уже на практике.
- А какие перспективы у этих ребят? Они делились планами на будущее?
- Некоторые из них уже участвуют в Российских геолого-минералогических олимпиадах и хотят получать лучшие баллы благодаря обучению в этом кружке. Также я договорился с одним из детских журналов: если ребята будут писать интересные рефераты, то лучшие работы будут опубликованы в этом журнале.
- То есть, ты им мостишь дорогу в профессиональное будущее?
- Хотелось бы. Или, как минимум, в будущее, связанное с ведением экскурсий, работой с выставками и образцами, чтобы в музей впоследствии пришло новое поколение сотрудников.
#минералогическиймузей #работаспосетителями #музейнаяпедагогика #образованиевмузее