Павелецкий вокзал открыл свои двери для пассажиров и принял первые поезда 1 сентября 1900 года. Мероприятие прошло скромно — на вокзале состоялся молебен с водоосвящением. На нем присутствовали главный инженер строительства В. В. Тимофеев, начальники служб, станционный персонал и представители делового мира - будущие грузоотправители.
Интересен тот факт, что когда открылось движение поездов по линии Павелец – Москва, в январе 1900 года, вокзал еще не был готов, и первые поезда на него не попали.
Первоначальный облик вокзала, удобство для пассажиров и интересные факты
Здание вокзала 1900-х годов было намного меньше сегодняшнего. Его можно было назвать двухэтажным. Длина составляла чуть больше 80 метров. Вокзал был построен по строительным канонам того времени: здание симметричное с повышенным центром, высокие окна, широкий и удобный подъезд. По фасаду вокзала со стороны железнодорожных путей были сосредоточены служебные помещения, место для жандармов, парадные царские комнаты и выходы на платформы.
Для пассажиров работали залы ожидания трёх классов, буфет, телеграф, билетные кассы и аптека. Было много жилых помещений (квартир) для работников вокзала. По тем временам вокзал был вполне удобен и грамотно спланирован.
Сразу после открытия он стал местом притяжения для горожан и приезжих. Здесь появилась конка, а потом и трамвай, начали строить каменные дома. Заработал популярный на тот момент рынок, который назывался Зацепским и считался самым дешевым в Москве. Низкие цены объяснялись тем, что крестьяне не тратились на перевозку своих товаров по городу, продавая их прямо у вокзала.
По начальным метрикам вокзал носил название Саратовский, среди жителей города — «вокзал на Зацепе», в середине 1920-х годов назывался Ленинским и лишь в 1940-х годах (точные данные разнятся) получил всем привычное на сегодня название — Павелецкий.
Сюда прибывали как грузовые, так и пассажирские составы. А в 1946 году с платформы отправился первый электропоезд.
Реконструкции вокзала
В первозданном виде вокзал проработал до начала 1980-х годов. В связи с ростом объемов перевозок было принято решение о реконструкции. Требования к её проведению были высоки: нужно было сохранить облик сооружения и при этом приспособить его под современные нужды.
Реконструированный и увеличившийся Павелецкий вокзал открылся в 1987 году. Пропускная способность вокзала выросла в 4 раза, а объем помещений — в 6 раз. Для этого, например, понадобилось встроить в новое здание вестибюль станции метро «Павелецкая» Замоскворецкой линии. Кстати, его часть можно до сих пор увидеть внутри вокзала.
С 2000 года на Павелецком вокзале проводилась очередная реконструкция, в результате которой значительно изменился облик вокзала и его внутреннее содержание.
Павелецкий вокзал сегодня
Сейчас Павелецкий вокзал — это не просто современное здание, максимально приспособленное для всех нужд пассажиров, но и комфортный транспортный хаб, который объединяет в одной точке несколько видов общественного транспорта. Здесь можно сделать быструю пересадку на станцию «Павелецкая» Замоскворецкой линии, на наземный городской транспорт или Аэроэкспресс до аэропорта Домодедово. На Павелецкий вокзал прибывают как поезда дальнего следования, так и составы пригородных направлений. В перспективе Павелецкий вокзал станет частью МЦД-5 «Ярославско-Павелецкий». Сейчас диаметр находится на этапе проектирования, по результатам которого его маршрут и параметры могут быть изменены.
Сам вокзал отвечает всем современным требованиям. Пассажиры могут дождаться своего поезда в комфортных залах ожидания, которые расположены на 1 и 2 этажах и работают круглосуточно. Есть также бизнес-зал. На территории вокзала можно воспользоваться рядом услуг, пассажирам доступны: индивидуальное сопровождение, упаковка багажа, комната матери и ребенка, услуги носильщиков, экспресс-доставка деловой корреспонденции, писем, бандеролей и посылок, душевые комнаты, автомобильная парковка, магазины и кафе. Остановиться можно в гостинице, их на вокзале две. В случае необходимости вещи можно оставить в камерах хранения. Маломобильным пассажирам также оказывают всю необходимую помощь. Кроме того, работают медпункт и коворкинг.
С 2011 года в здании вокзала работает ситуационный центр, где железнодорожники в режиме реального времени могут наблюдать за обстановкой на вокзалах страны, а в случае нештатной ситуации координируют работу различных структур, отвечающих за безопасность пассажиров.
Аэроэкспресс на Павелецком вокзале
В июле 2008 года между Павелецким вокзалом и аэропортом Домодедово начали курсировать поезда Аэроэкспресса. Основной целью проекта стало обеспечение пассажиров комфортабельным, надежным и безопасным транспортным сообщением между центром города и крупным аэропортом.
В 2015 году прямо в здании Павелецкого вокзала открылся новый современный пассажирский терминал Аэроэкспресса. Ремонт и реконструкцию помещений вокзала, необходимых для создания нового терминала, провели в максимально короткие сроки — с сентября по декабрь 2015 года. В результате площадь пассажирской зоны терминала увеличилась в 2,5 раза. В зале ожидания появилось более 100 кресел для пассажиров. А ещё отдельный выход на ж/д платформу, лифты и эскалаторы, билетные автоматы, удобные кассы, одна из которых специально адаптирована для маломобильных пассажиров. Пропускная способность терминала выросла на 300% и достигла 1800-2000 человек в час. Здесь пассажиры также могут зарядить мобильные устройства и воспользоваться бесплатным WI-FI. В зале ожидания работают персональные помощники — сотрудники компании. Они помогают оформлять билеты и сопровождают до поездов маломобильных пассажиров.
После реконструкции терминал более тесно интегрировали со станцией метро «Павелецкая» — от станции метро до поездов Аэроэкспресса стало возможным пройти в два раза быстрее. Связка терминала с пригородными поездами Павелецкого направления также улучшилась.
Добраться на аэроэкспрессе от Павелецкого вокзала до аэропорта Домодедово можно за 45 минут. По пути в аэропорт поезда останавливаются на станциях Верхние Котлы и г. Домодедово (некоторые рейсы). На Верхних Котлах можно сделать быструю пересадку на одноименную станцию МЦК, наземный транспорт и станцию метро «Нагатинская», что очень удобно. Время в пути от станции Верхние Котлы составляет около 40 минут, а от станции Домодедово – 13 минут.