Найти в Дзене
Kinoryba

Yes – Fragile (1971)

Йесомания – неизлечимая болезнь, я подхватил ее в детстве, получив удар в мозг этим альбомом и загнав болезнь внутрь следующим. А Relayer перевел болезнь в разряд хронических. И как старый хроник я много раз пытался убедить Артемия Троицкого в том, что Yes - это отличная группа. Но он стоял на своем – жесткий бас Сквайра, говорил он, слышать не могу. А я могу – и Fragile в этом смысле самый для меня близкий по духу (Relayer стоит особняком). И что касается баса – то такой пулеметной игры на этом инструменте как здесь, во Fragile - я в рок-музыке до выхода этого альбома не слышал. Возможно, что-то пропустил, но даже Джон Энтуисл играет меньше, хотя – казалось бы… Но после нескольких фраз и ярких, выделенных флажолетов акустической гитары Хау начинается такая гонка баса, что на ней сверху можно играть вообще все, что угодно – Сквайр заполняет пространство полностью. Хотя, автор песни не он, но – как отец-основатель группы, Сквайр здесь показал себя новому составу – окончательно сформировавшемуся, «классическому» - пришел молодой виртуоз Уэйкман и Сквайр продемонстрировал ему, кто здесь на самом деле виртуоз. Хотя, все, конечно, постарались, но в Roundabout бас-гитарист вносит свои представления об игре на этом инструменте. Он на протяжении всей песни играет соло, при этом не выходя вперед, а оставаясь внизу, и на платформе его баса развивается уже все остальное – пассажи Уэйкмана, разреженная мелодия Андерсона, аккорды гитары Хау и ударные Бруфдорда. В принципе, все движение создает бас – а песня получается одной из лучших а всю историю Yes. Во второй части по полной врубаются все – стена перкуссии, ударных, клавиш и гитары, вокальное двухголосье – и к торжественному, как заведено у Yes, финалу с синтезаторными кружевами Уэйкмана и вторящей им гитарой Хау. Болльшая часть альбома - сольные номера музыкантов и самый странный и не укладывающийся в общую ткань – пьеса Уэйкмана, переработка фрагмента четвертой симфонии Брамса. В общем – ну, переработка и переработка, удивить здесь особенно нечем, разве что тембрами синтезаторов. В то время – все играли, и Уэйкман играл, демонстрируя, что и он не из подвала в группу пришел, а из музыкального учебного заведения. В этом, наверное, единственная ценность сольного выхода замечательного пианиста Андерсон разошелся вовсю в We Have Heaven, напев голосов столько, сколько другим группам хватает на пару альбомов и доказав, что голос в рок-группе, все-таки, главный музыкальный инструмент. South Side Of The Sky – одна из самых тяжелых и по-настоящему «роковых» песен группы – с необузданной совершенно гитарой Хау, который играет сплошняком через всю песню свою сольную партию, отвечая фразам Андерсона и споря с ними, а фортепианная часть Уэйкмана здесь в разы интереснее, чем его обработки Брамса. Бруфорд же играет здесь – да и везде – в той де манере Yes, которая заключается в том, что все играют одновременно, громко и много. Бруфорд нигде и ни разу не сыграл аккомпанемент, его партия – отдельная музыка, ее можно вырезать и слушать как соло на ударных, при этом она совершенно не вылезает из общей ткани песен, она – неотъемлемая составляющая аранжировки и заменить ее ни на что другое нельзя. Сольный номер Бруфорда Five Per cent For Nothing звучит как фрагмент из альбома KingCrimson – неожиданным всплеском авангардного джаза и переходит в торжественную и пафосную, драматичную Long Distance Runaround и The Fish Сквайра – обе пьесы по структуре чуть напоминают Gentle Giant – но однозначно сохраняя своеобразие Yes, группы, которую ни с кем не спутать. Математический расчет смены размеров, переплетение инструментальны партий, наслоений их одна на другую – и при этом – абсолютная легкость восприятия и простота, внятность основных мелодий – главный козырь Yes, в этой песне выложенный в центр стола. Сольный выход Хау – Mood For A Day – красивый акустический фрагмент, сыгранный, как в большинстве случаев у этого прекрасного гитариста – с ощущением небрежности и легкости, не академично и не сухо, очень живо и «по-домашнему» - не во фраке и без пюпитра. Финальная Heart of The Sunrise врывается неожиданным хэви-метал-роком, скоростным забоем, который уже традиционно для Yes переходит в медленную, торжественную сюиту в которой главенствует Андерсон – хотя остальные тоже не отстают. Андерсон – мастер по сочинению торжественных и пространных гимнов, где можно развернуться и Уэйкману с его классической школой и бешеной фантазии Хау, Сквайра и Бруфорда, накручивающих такое количество музыкальны украшений, что за ними иногда теряется основная линия, но это не страшно – никто не говорил, что главное – основная линия. Главное – музыка, а ее здесь сыграно много и хорошо. Fragile - замечательный альбом, в котором группа еще не ушла в грандиозные двадцатиминутные путешествия, а сохранила и рок-н-ролл, с которого начинала когда-то, и не пожертвовала при этом сложностью и техническими возможностями музыкантов. То есть, это просто классический, сложный и красивый рок-альбом.