Тепла не дает, а без него холодно. Пояс – непременный атрибут одежды северных народов.
У коренных народов Ямала пояса шьют из сукна, плетут из бисера и ткут из разноцветных шерстяных ниток. И даже устраивают конкурсы окружного уровня по их изготовлению с целью возрождения и сохранения национальных ремесел северных народов.
Каково назначение пояса и какие виды поясов существуют у жителей Крайнего Севера? Какие преимущества у тканого пояса? Сложно ли соткать пояс? Во всех нарядах хороша, но только подпоясанная? Прочитайте статью до конца и узнайте ответы на все эти вопросы.
Назначение пояса и его виды у коренных жителей Ямала
Ямал – суровый край. В XXI веке его климат изменился – стал мягче, теплее, а буквально еще 30-50 лет назад здесь 9 месяцев в году бушевали лютые морозы и жителям арктической территории приходилось нелегко. И если учесть, что издавна основными видами деятельности коренных северян – ненцев и ханты - были оленеводство, рыболовство и охота, которые связаны с активным образом жизни, то можно сделать вывод, что одежда северных народов очень удобна, дает возможность быстро двигаться и, к тому же, обеспечивает тепло. А вот удерживать это тепло помогает пояс. Именно поэтому пояс является обязательным атрибутом традиционного мужского и женского костюмов коренных народов Ямала и сопровождает человека на протяжении всей его жизни.
Мужской пояс изготавливается вручную из кожи и украшен металлическими и костяными деталями, металлической пряжкой. А еще на пояс подвешивают нож в ножнах, обереги в виде клыка или когтя и необходимые в оленеводческой или охотничьей деятельности предметы. Мужской пояс подчеркивает статус мужчины, он является символом его достоинства.
Женские пояса тоже изготавливаются вручную. Их существует несколько видов – суконные, бисерные и тканые, летние и зимние.
Кроме практической функции, пояса служат украшением и оберегом, который способствует удаче и благополучию. В этом проявляется его сакральное значение. Так, например, у ненцев нельзя бросать пояс где попало и менять его просто так, из прихоти, потому что от него в какой-то степени зависят здоровье и жизнь хозяйки или хозяина.
Преимущества тканого пояса
В царской России тканые пояса или заготовки для них – тканые полосы шириной до пяти сантиметров – народы Севера покупали и обменивали у купцов, а с приходом Советской власти и появлением разнообразных товаров, в том числе и ниток для вязания, научились изготавливать их сами из разноцветных шерстяных ниток. Теперь этот вид рукоделия считается традиционным, техникой изготовления тканых или плетеных поясов владеют многие самобытные мастерицы, передавая ее от матери к дочери.
Самотканые пояса (у ненцев - не ни ини, ханты - сэвам антап) относятся к зимней одежде. Длина их может достигать четырех метров. Иногда они заканчиваются пышными кистями. Ближе к одному из концов пояса ненецкие мастерицы пришивают достаточно крупную медную пряжку круглой формы до 20 см в диаметре. Подпоясавшись, свободный конец пояса женщина продевает в пряжку и оба конца завязываются. Поясом можно опоясать талию несколько раз. Таким образом получается своеобразный корсет. В этом случае пояс выполняет несколько функций – удерживает тепло, держит осанку и мышцы брюшного пресса в тонусе, помогая, таким образом, женщине быть здоровой.
Кстати, тканые пояса используются и в мужском костюме, но без металлической пряжки. Преимущество таких поясов в том, что на сильном морозе они остаются мягкими, не затвердевают, не трескаются и не ломаются, как бисерные и кожаные, и в них не набивается снег.
«Подвязала малицу ниже, там, где ноги, и уже не поддувает, тепло, и снег не попадает под малицу», - говорят хантыйские женщины.
Цвета для пояса подбираются большей частью яркие и контрастные, поэтому он служит еще и украшением одежды и радует глаз, что немаловажно в зимний период, когда все вокруг на сотни километров белым-бело, или же полярной ночью. Самые распространенные цвета в тканых поясах – красный, желтый, зеленый, синий и черный. Красный – цвет огня, крови, это красивый, праздничный цвет. Желтый – солнечный цвет, зеленый – цвет растительности, синий – воды, неба, черный – символ земли.
С появлением капроновых нитей их стали соединять с шерстяными, и благодаря этому срок службы поясов существенно продлился.
Два часа на пояс – и такое возможно
Что может быть важнее для тундровой женщины, чем роль хранительницы семейного очага? Для коренных жительниц Крайнего Севера создавать и поддерживать «погоду в чуме», чтобы в нем всегда было чисто, уютно, сытно и тепло – тяжелый ежедневный труд. А ведь, кроме этого, нужно быть искусной рукодельницей, чтобы тепло и красиво одеть свою семью. Поэтому на Ямале проводятся конкурсы мастериц-рукодельниц из числа коренных малочисленных народов Севера. Главными задачами таких конкурсов являются возрождение традиций народов, проживающих на территории Ямала, и сохранение национальных ремесел.
В октябре этого года темой очередного конкурса стало изготовление национального женского пояса в традиционной стилистике в технике ручное ткачество. На выполнение работы отводилось всего два часа. Четыре мастерицы – представительницы ханты и ненецкого народа – при работе использовали технику переплетения шерстяных нитей, и только одна ткала вручную, без станка (есть такой специальный деревянный станок бёрдо).
Из предложенных организаторами конкурса цветов шерстяных нитей каждая выбрала красный. Участницы сочетали его с желтым, голубым, синим, белым и черным цветами. В одном поясе – три цвета.
По истечении отведенного времени конкурсантки презентовали свои изделия жюри и зрителям. Только одной из них удалось сплести почти полутораметровый пояс шириной 4 см, у остальных изделия оказались короче, причем самым коротким, но зато и самым широким (7 см), был пояс, выполненный методом ткачества. То есть за один день сплести или соткать без станка пояс вполне возможно. Но это при условии, что тебя в течение 4-6 часов никто и ничто не отвлекает от дела.
Во всех нарядах хороша, но только подпоясанная!
У ханты народа есть традиция, связанная с поясом. Об этом рассказала одна из участниц конкурса мастериц. Если в роду умирает человек, то все его родственники – и мужчины, и женщины, снимают свои яркие орнаментированные пояса и подпоясываются обычной веревкой. Таким образом остальные понимают, что в семье случилось горе. Мужчины носят веревку 5 месяцев, женщины – на месяц меньше. Конечно, сегодня есть и такие, кто не соблюдает традиции и постоянно подпоясывается веревкой. Может, из экономии, может, из-за нежелания выделяться. Как говорится, сколько людей, столько и предпочтений.
Почему же поясу во все времена у многих народов придавалось такое большое значение? Потому что предназначение пояса – соединять, связывать. Получается, что он образует некий магический круг, который оберегает и защищает человека и связывает воедино тело и душу. Поэтому даже самый простой пояс может оградить своего хозяина или хозяйку от неприятностей.
А еще во многих культурах, в том числе и народов Ямала, пояс служит символом порядочности. Находиться на людях без пояса считалось и до сих пор считается верхом неприличия. Поэтому слово «распоясаться» означает, в том числе, быть распущенным, неприличным человеком.
А согласитесь, хороши наши северяночки в своих ярких нарядах, подпоясанные красивыми разноцветными поясами!
Вам понравилась статья? А может, вы тоже, как северные красавицы, решили дополнить свой наряд ярким тканым поясом? Какие цвета вы бы предпочли? Напишите нам и не забудьте поделиться статьей с друзьями и близкими.
Читайте также:
У хантыйских девушек и девочек исстари принято украшать себя ложными косами - сэв