В истории с продажей 25 процентов принадлежащих Нижнему Новгороду акций семи домоуправляющих компаний главным является вопрос о том, удастся ли обеспечить работу жилищно-коммунального хозяйства на более высоком уровне.
До недавнего времени контроль со стороны муниципалитета как совладельца ДУКов рассматривался как некая гарантия качества предоставления услуг, но теперь ситуация изменилась. И переход к полной приватизации может означать попытку переложить часть забот, связанных с обеспечением качества, на пользователей, на жителей города.
Им придется не только писать жалобы в администрацию города, но и защищать свои права через государственно-жилищную инспекцию, которая за последние годы показала свою эффективность в этом направлении, а также через суды.
За последние пять-десять лет мы убедились, что муниципальный контроль не обеспечивал постоянного мониторинга качества предоставляемых ДУКами услуг.
Исходной точкой для проверок были жалобы жильцов, которые администрация переадресовывала коммунальщикам. Возможно, все это происходило и достаточно быстро, но данная схема не вела к финансовой заинтересованности в исправлении недостатков.
А вот если за жалобу берется жилищная инспекция, которая умеет доводить дело до суда, ДУКи не могут не считаться с возможностью столкнуться со штрафными санкциями. То же касается и прямых обращений жителей в суд.
Второй механизм сложнее активизировать и настроить, чтобы он действовал как часы, но он может оказаться более действенным именно потому, что предполагает финансовую заинтересованность ДУКов в предоставлении качественных услуг.
Андрей Дахин, профессор НИУ РАНХиГС