ЧТО ТАКОЕ ПСАЛМЫ
Псалмы – это молитвенные песнопения, соединенные воедино в библейской книге Псалтири, состоящей из 150 псалмов. Ее издревле читают как в обителях православных, так и в домах верующих.
Принято считать, что большинство этих священных текстов составлено святым пророком Давидом, сложившим их под наитием Святого Духа. Однако среди авторов упоминаются также святой Боговидец Моисей, псалмопевец Асаф и сыны Кореевы. А древние иудеи приписывали создание некоторых из этих песнопений даже праотцам Адаму и Аврааму, и таинственному библейскому царю-первосвященнику Мелхиседеку.
Псалмы отличаются от привычных нам молитв, составленных гораздо позднее иными подвижниками, еще и по своему жанру - более поэтичному, нежели молитвы.
Среди верующих считается, что Псалтирь обладает необыкновенно утешительной силой. К примеру, святитель Григорий Нисский говорил: «Псалмы приятны и сладки, и для слабых они заменяют жезл и дают им покой». А святитель Тихон Задонский наставлял духовных чад: «Откуда нам брать утешение, когда мы уже, по действию силы вражьей, чувствуем себя совершенно оставленными, униженными, оскорбленными, совершенно разбитыми и обреченными? Утешение принимай из святых псалмов!»
ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ 60-ГО ПСАЛМА
Составителем псалма считают святого псалмопевца Давида. В Православной Толковой Библии говорится, что текст этот составлен царем во время бегства из Иерусалима от приверженцев Авессалома – родного сына Давида, сместившего отца и захватившего в Израиле власть. О тяжелейшем положении в ту пору сверженного царя свидетельствует изречение из текста: «Услышь, Боже, вопль мой, внемли молитве моей!»
Правда, существует еще одно предположение. Некоторые исследователи считают, псалом этот был создан в более ранний период: в дни, когда будущий царь, уже принявший помазание, но не восшедший еще на престол, скрывался от воинов правителя Саула, царствующего над народом Божиим.
Как бы ни было, в любом случае, это песнопение - одно из целого ряда псалмов, составленных пророком в период укрывательства от ищущих его души преследователей. Святой Давид взывал к Создателю в те дни беспрерывно. Подобным примером он призывает и прочих верных Господу людей в стесненных обстоятельствах и в час грозящей опасности не прекращать молитвенных прошений и не оставлять надежды на Всемогущего Творца.
60-й псалом – пример молитвы, которую нужно приносить Господу во время постигающих людей скорбей и напастей. И даже величайшее уныние, вызванное сердечной скорбью, не должно умервщлять этой молитвы по слову апостола: «Злостраждет ли кто из вас, пусть молится» (Иакова 5:13).
КАК СВЯТЫЕ ОТЦЫ СОВЕТОВАЛИ БОРОТЬСЯ С УНЫНИЕМ
По мнению учителей Церкви впадать в уныние весьма греховно, поскольку в таком состоянии человек, как правило, отвергает молитву, не имея для ее сотворения достаточных сил. Чтобы этого избежать они советуют людям, ощущающим в себе подобное состояние, в сложные моменты жизни вспоминать случаи чудесной Помощи Создателя: от чего Он их избавил, какие благословения посылал на земном пути, каким скорбям в жизни не попустил свершиться, в то время как прочих людей чаша эта не обошла стороной.
Тогда, по убеждению старцев, к верующим придет понимание Всеобъемлющей Милости Вседержителя, и тогда сердечная хвала вознесется из их душ к Небесам. Уныние пройдет, и, вслед за этим, прейдет умильная благодатная молитва.
К советам благочестивых наставников можно прибавить также наставление иерея Михаила Преображенского унывающей пастве: «Хочешь иметь Милость Божию – делай Дела Божии. Некоторые люди, которые ропщут и унывают от того, что в них иссякает вера, что у них упадок сил и нет никакой энергии, должны подумать, чем они заняты, что делают, и на что нацелены их поступки. Если не на исполнение Воли Божией, значит, нужно срочно принимать противоположные решения. Вера без дел мертва есть».
В КАКИХ СЛУЧАЯХ ЧИТАЮТ 60-Й ПСАЛОМ
Иерусалимская Библия именует этот псалом «Молитвой страждущих», а святой Иларий Пиктавийский, провозглашенный 13 мая 1851 года учителем Церкви, называл его «молитвою праведника, чающего вечной радости». Испокон веков к чтению его прибегали в минуты жизненных трудностей и невзгод, когда человеку требовалось особое подкрепление Божие.
Всякого человека посещают неприятности и искушения, и 60-й псалом царя Давида – указание страждущим на тот Источник Силы и Крепости, благодаря Которому они смогут устоять в мире и не сломиться под гнетом жизненных проблем.
ТОЛКОВАНИЕ НЕКОТОРЫХ ИЗРЕЧЕНИЙ 60-ГО ПСАЛМА
- В этой молитве пророк обращается к Творцу «от концов земли». Понимать данное изречение можно по-разному: одни церковнослужители полагают, что святой Давид называет концом земли всякую местность вне пределов священного Иерусалима – града Господня, где пребывала в те дни Его скиния. Другие считают, что в тот период правитель, оказавшийся в бедственной ситуации, ощущая себя обездоленным грешником, так выражал свою оставленность Богом.
- Царь просит «возвести его на скалу для него недосягаемую». Это означает, что он прекрасно понимает, что самостоятельно, без управления Божьего, преодолеть свои неудачи он не сможет. Однако надежда не оставляет пророка, поскольку неоднократно до этого Господь выводил его из бедствий. Потому-то святой Давид не сомневается, что и на этот раз Владыка Небесный управит его путь и подаст спасение.
- Под «врагами» в тексте, по мнению священников, понимаются не только враги земные, но, в первую очередь, начальники всех злонамерений – бесы.
- Господь именуется в этом песнопении «столпом крепости». Данное выражение означает, что Создатель является надежнейшей защитой всякого взывающего к Нему. В более поздней Книге Притчей Соломоновых есть похожее изречение: «Имя Господа - крепкая башня: убегает в нее праведник - и безопасен» (Притчей 18:11). Потому-то преподобные подвижники-исихасты, произносившие постоянно Имя Божие, делались недоступными для невидимых врагов.
- Интересен тот факт, что 7-й и 8-й стихи выпадают из общей структуры псалма. В них речь идет о некоем «царе» в третьем лице, в то время как все предыдущие строки произносятся от лица первого.
На основании этого факта выдвигались даже гипотезы о том, что автором текста был вовсе не царь-пророк, а какой-то другой израильтянин, испытавший горечь от изгнания святого Давида и молящийся за него. Однако подобный переход в повествовании от одного лица к другому встречается и в других литературных памятниках Ближнего Востока, и это не означает, что автором 60-го псалма мог быть неизвестный израильтянин.
- Завершается псалом обещанием пророка за избавление от невзгод «петь имени Господа вовек, исполняя обеты всякий день (день от дне)». Очень интересное разъяснение этих слов дал однажды в программе «Экзегет» протоиерей Олег Стеняев. Он разъяснил их так:
«Что значит петь Имени Господа день от дне (то есть всякий день)?
Мы молимся утром и вечером. Этим мы замыкаем наш день Божиим Благословением. На следующие сутки мы снова молимся в предрассветное время (утром) и молимся вечером. И тем снова замыкаем день Благословением Господним.
Так, день ото дня, мы замыкаем пространство собственной жизни в Божьем Благословении. Поэтому очень важно молиться утром и вечером, и полуденную молитву совершать, как это было во дни Ветхого Завета, поскольку тогда Божии Благословения объемлют все наше существование, и мы пребудем вовек под Покровительством Божиим и под Его Защитой».
КАК ПРАВИЛЬНО ЧИТАТЬ ПСАЛМЫ
Отцы Церкви наставляли, что приносить всякую молитву нужно не столько словами, сколько «рвением душевным и молитвенным расположением ума, придерживаясь притом жития добродетельного».
Одни же слова, принесенные без соответствующего душевного расположения, делают молитву пустою, «брошенною на ветер». Ведь если человек не испытывает при обращении к Господу никакого сердечного движения, а подчас и не понимает, о чем молится, то моление такое не будет угодным Богу. Нужно не вычитывать священные тексты, а учиться молитве сердечной, понимая ее умом.
В православной традиции принято произносить молитвы вслух (про себя их произносят лишь в исключительных случаях). Это связано с тем, что нашими мудрыми предками давно было подмечено: проговаривая молитвенные слова и вслушиваясь в них, разум отчетливее их осознает, вследствие чего текст, произнесенный в голос, через ум человека проникает и в его сердце.
Читать всякий богослужебный текст лучше на церковнославянском. Ведь этот язык был специально создан святыми Мефодием и Кириллом для богослужений: в нем сохранены все правила языка греческого. И это отнюдь не старославянский язык, на котором, как думают некоторые обыватели, говорили древние славяне. Это язык, на котором взывали к Творцу Его угодники, - и потому он священен, и много благодати присутствует в нем. Кроме того, современный язык настолько преисполнен специфической лексикой и иностранными понятиями, что порой не удается сохранить при переводе смысловую целостность старинного оригинала.
Перед чтением Псалтири необходимо также припомнить наставления преподобного старца Паисия Святогорца, который призывал не забывать, что произносить псалмы без «хорошего вступления» могут лишь угодники Божии, достигшие святости. Остальные же люди должны пред прочтением произнести покаянный 50-й псалом, славословия Искупителю и Матери Божией, и побольше воздать Им поклонов, которые на Небесах «золотом пишутся». И еще отец Паисий убеждал всегда читать указания к псалму, а по окончании моления возносить Спасителю славу.
#церковь #религия #православие #эзотерика