Найти в Дзене

ДТОЖ. Всё сложнее чем кажется

На написание данной статьи меня вдохновила ошибочная "диагностика" датчика температуры, закончившаяся ремонтом ЭБУ. Я уже устал призывать отбросить весь тот ненужный багаж знаний, который люди приобрели в процессе эксплуатации ВАЗ, особенно если речь идёт о карбюраторных моделях… Был там такой "датчик вентилятора" (вкручивался непосредственно в радиатор охлаждения), который замыкал два контакта при достижении пороговой температуры и размыкал их, если температура опускалась относительно пороговой на 5 градусов. Датчик этот имел всего два состояния — "ВКЛ" и "ВЫКЛ". На автомобилях, укомплектованных электронным блоком управления двигателем применяется датчик температуры охлаждающей жидкости, изменяющий своё сопротивление в зависимости от температуры в широком диапазоне температур (от -40'C до +130'C). Из-за изменяющегося сопротивления в цепи датчика меняется и напряжение (цепь +5 Вольт) от ~0.15 Вольт при +120'C до 4.85 Вольт при -30'C. Процессор пересчитывает аналоговый уровень (напряжен

На написание данной статьи меня вдохновила ошибочная "диагностика" датчика температуры, закончившаяся ремонтом ЭБУ. Я уже устал призывать отбросить весь тот ненужный багаж знаний, который люди приобрели в процессе эксплуатации ВАЗ, особенно если речь идёт о карбюраторных моделях…

Был там такой "датчик вентилятора" (вкручивался непосредственно в радиатор охлаждения), который замыкал два контакта при достижении пороговой температуры и размыкал их, если температура опускалась относительно пороговой на 5 градусов.

карбюраторный датчик вентилятора
карбюраторный датчик вентилятора

Датчик этот имел всего два состояния — "ВКЛ" и "ВЫКЛ". На автомобилях, укомплектованных электронным блоком управления двигателем применяется датчик температуры охлаждающей жидкости, изменяющий своё сопротивление в зависимости от температуры в широком диапазоне температур (от -40'C до +130'C).

инжекторный ДТОЖ
инжекторный ДТОЖ

Из-за изменяющегося сопротивления в цепи датчика меняется и напряжение (цепь +5 Вольт) от ~0.15 Вольт при +120'C до 4.85 Вольт при -30'C. Процессор пересчитывает аналоговый уровень (напряжение) в цифровой (в температуру) по принципу аналого-цифрового преобразователя (АЦП)

тарировка ДТОЖ
тарировка ДТОЖ

Далее уже блок управления подаёт импульс управления на реле вентилятора при достижении запрограммированной температуры… А ещё по температуре корректируются углы опережения зажигания, топливоподача, обороты холостого хода, производительность программного ускорительного насоса и, само собой, качество топливо-воздушной смеси на пуске (из-за чего, в частности, при "аварии" ДТОЖ автомобили Chance 1.5, укомплектованные блоками управления M114 с ПО 02.33.151 R52 благополучно заливают свечи при запуске прогретого мотора, принимая за температуру на пуске -40'C).

Коррекция топливоподачи, единица соответствует 100%
Коррекция топливоподачи, единица соответствует 100%
Коррекция угла опережения зажигания
Коррекция угла опережения зажигания

К чему я всё это… просто внедрив кнопку принудительного включения вентилятора охлаждения, избавиться от ДТОЖ не получится! Ещё хуже дело обстоит, если мы начнём пытаться принудительно запустить вентилятор, замыкая не реле, а датчик… В серийных прошивках при отключении ДТОЖ блок управления принимает за температуру охлаждающей жидкости минимальные -40'C, включая при этом "на всякий случай" вентилятор (на постоянной основе), но к примеру в моих прошивках драйверная диагностика ДТОЖ отключена (Карлсон никуда не полетит), так что самостоятельная диагностика вентилятора методом отключения датчика температуры работает не всегда и не у всех.

Особо упрямые могут начать замыкать между собой провода, пытаться замыкать их на массу (что не так страшно) или даже на плюс аккумуляторной батареи… что уже грозит заменой блока управления. При замыкании между собой, равно как и при замыкании на массу ЭБУ увидит минимальное напряжение, соответствующее максимально возможной температуре, но поскольку оно будет меньше минимального порога, блок управления поймёт что произошло короткое замыкание на массу и уйдёт в аварийный режим. При замыкании на +12 Вольт Вы рискуете превратить свой блок управления в дым-машину… только совсем ненадолго.

Довольно распространённой неисправностью температурного сенсора является отклонение от его изначальной тарировки в узком диапазоне температур. Аналого-цифровой преобразователь в блоке управления любое резкое падение температуры при прогреве двигателя сочтёт за отказ датчика (со всеми вытекающими последствиями): так если при прогреве температура начиная с -10'C повышалась, но дойдя до (опять же, к примеру) до отметки +10'C кратковременно опустилась до +4'C, блок управления зажжёт лампу неисправности и уйдёт в аварийный режим. При этом если на следующий день случится оттепель до +4, и владелец успеет до тех пор сбросить ошибку, то всё будет работать в штатном режиме... вплоть до следующего похолодания