«Широкогрудый, плоскодонный,
Отягченный сам собой,
С пушкой, в душу наведенной,
Страшен танк, идущий в бой…»
А.Т. Твардовский, «Василий Теркин».
19 ноября мы отмечаем очередную годовщину контрнаступления наших войск под Сталинградом. Началось оно мощной восьмидесятиминутной артподготовкой, после которой советские войска устремились на Калач. Основные удары прорыва вражеской обороны наносили танковые корпуса, на вооружении которых были танки Т-34, выпущенные на Сталинградском тракторном заводе.
Слово танк в переводе с английского означает «бак», «резервуар». Первые танки изготавливались на английских заводах в строжайшем секрете как заказ русского правительства на цистерны. Отсюда и название этой машины – танк.
Танк – боевая машина, предназначенная для ударных действий на поле боя и сочетающая в себе полную проходимость на местности, огневую мощь и броневую защиту от огня стрелкового оружия и артиллерии.
По весу и вооружению танки делятся на легкие, средние и тяжелые. Во время минувшей войны легкими считались машины весом до 20 тонн, средними – от 20 до 40 тонн, а тяжелыми – более 40 тонн.
В царской России был создан первый образец танка (гусеничная бронированная машина «Вездеход», автор Александр Пороховщиков), испытан он был в 1915 г. Массовое производство танков было налажено после революции.
В 1937 г. конструкторское бюро, возглавляемое Михаилом Кошкиным, получило задание разработать новый гусеничный танк с противоснарядным бронированием. Опытный образец был изготовлен и апробирован в 1940 году. К сожалению, Михаил Ильич Кошкин не был свидетелем боевого применения «тридцать четверки», которой отдал свои знания, силы и опыт. После пробеговых испытаний танка по маршруту Харьков – Москва – Харьков Кошкин заболел воспалением легких и 26 сентября 1940 г. умер. 10 апреля 1942 г. ему посмертно была присуждена Сталинская премия «За разработку конструкции нового типа среднего танка».
Указом Президента СССР от 4 октября 1990 г. за выдающиеся заслуги в укреплении оборонной мощи государства и большой личный вклад в создание танка-34 бывшему главному конструктору Кошкину присвоено звание Героя Социалистического Труда (посмертно).
«Из всех видов боевой техники, с которыми столкнулись германские войска во время II Мировой войны, – писал английский историк Д. Орджилл, – ни один не вызвал у них такого шока, как русский танк Т-34».
Конструктор М.И. Кошкин и его помощники М.И. Таршиков, А.А. Морозов, Н.А. Кучеренко и др. создали нечто принципиально новое, ознаменовавшее качественный скачок в мировом танкостроении.
На башнях этих танков появилась маленькая командирская башенка с приборами наблюдения, что облегчило ведение боя. Важным моментом, повышающим эффективность управления танками, была установка приемопередающей радиостанции. Но представьте, как трудно было танкистам воевать в этой машине! Зимой броня танка остывала так, что внутри было холоднее, чем снаружи, а летом, она накалялась, и в танке трудно было дышать, да к тому же внутрь попадала дорожная пыль и пороховой дым. А какой стоял шум от стрельбы, рева моторов и лязга гусениц! И все же…
Появление танка Т-34 на полях сражения было большой неожиданностью для гитлеровцев. Высокие боевые качества Т-34 произвели на фашистов заметное впечатление. Боевая машина была модернизирована, весной 1944 г. на фронт стали поступать танки Т-34-85.
«… Не было лучшей боевой машины ни в одной армии, – говорил о Т-34 Маршал Советского Союза И.С. Конев, – ни один танк не мог идти с ней в сравнение: ни американский, ни английский, ни немецкий. Как мы были благодарны за нее нашим уральским и сибирским рабочим, техникам, инженерам».
В наши дни на местах былых сражений, у ворот заводов, выпускавших боевую технику, на площадках мемориальных комплексов застыли знаменитые тридцатьчетверки – свидетели героизма советских танкистов.
Людмила Глухенькая